Главная » »
18:51

Исследовательская работа на тему "Образовательные возможности социальных сетей" Выполнила: Марина Зырянова ученица 9 «А» класса МБОУ ООШ №7 города Белово Руководитель: О.Н. Темнорусова, учитель информатики и ИКТ Введение Еще недавно пользователи стремились создавать свои сайты в Интернете. Процесс создания сайта трудозатратный, но с появлением социальных сетей, которые стремительно стали популярны, этот процесс упростился. Теперь практически каждого второго есть своя страничка в той или иной социальной сети. Основное назначение социальных сетей – общение. Найти нужного человека или группу людей и обсудить интересующие темы. Например, можно в социальной сети найти и пообщаться с другом детства, с которым раньше вместе играли. Или одноклассников, с которыми учились вместе. А можно найти единомышленников, коллекционеров бабочек или любителей музыки. Также в социальных сетях есть масса других нужных и интересных возможностей. Можно загружать любимую музыку или видео, составлять фотоальбомы, узнавать последние новости, организовывать и вступать в группы по интересам, обучаться, играть в игры и многое другое. Сегодня уже невозможно представит повседневную жизнь без Интернета и социальных сетей. А можно ли использовать социальную сеть для получения образования? Мы попробуем доказать, что социальные сети не только для общения, но и для образования. Таким образом, целью работы является разработка рекомендаций для обучающихся, которые позволят использовать образовательный потенциал социальных сетей. Задачи: 1. Исследовать возможные способы использования социальных сетей для самообразования. 2. Подобрать группы, сообщества в социальных сетях по изучению учебных предметов, для подготовки к экзаменам. 3. Разработать рекомендации по использованию социальных сетей для образования в виде буклета. 4. Создать группу в социальной сети, позволяющую помочь в освоении учебных предметов и подготовиться к экзаменам и контрольным работам. В ходе работы были использованы такие методы как: изучение и анализ источников информации, классификация. Глава 1. Социальные сети и образовательные возможности Социальная сеть – это сайт. Только сайт не совсем обычный. Мы привыкли получать какую-то информацию, заходя на тот или иной ресурс. На автомобильных сайтах мы можем узнать о машинах, на медицинских – а медицине, на компьютерных – а компьютерах. А вот на сайтах социальных сетей как таковой информации нет. Такие сайты предназначены, в первую очередь, для общения. Выглядит это следующим образом: вы открываете сайт социальной сети, регистрируетесь на нем, заполняете небольшую анкету. После этого, Вы можете найти своих знакомых и друзей, с которыми учитесь или учились в одном учебном заведении, работаете или работали в одной компании, отдыхали в одном доме отдыха и так далее. Также при помощи социальной сети и своей анкеты Вы сможете познакомиться с людьми со схожими интересами и увлечениями. То есть, социальная сеть – это сайт, который объединяет людей по каким-то признакам. Социальная сеть – это, в первую очередь, то место, где вы можете найти нужные вам контакты [4]. Не так давно, было очень популярно создавать и размещать в Интернете собственный небольшой сайт с информацией о себе, фотографиями и контактными данными. Такие сайты называли «Домашняя страничка». А сейчас, с появлением социальных сетей, такие странички постепенно отмирают. Ведь в социальной сети можно сделать все то же самое, и даже больше. И, причем, для этого не нужно, хорошо владеть информационными технологиями и хорошо ориентироваться в Интернете. По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, более 66 % опрошенных активно используют социальные сети. [1] Диаграмма 1. Данные опроса «Глас Рунета» о социальных сетях Социальные сети можно разделить на две группы: специализированные и неспециализированные. Рассмотрим первую группу. Например, для желающих изучить какой-либо иностранный язык. То, что раньше было доступно в основном учащимся курсов иностранного языка – постоянное общение с носителем языка, – в настоящее время реализовывается множеством обучающихся самостоятельно в рамках общения на специализированных ресурсах. Самыми крупными из них являются Livemocha.com и Soziety.com. Зарегистрированный пользователь этих сайтов может изучать иностранный язык, общаясь с другим пользователем – носителем языка, в ответ, обучая его своему родному языку. Существуют также социальные сети, предназначенные для профессионального обучения и развития. Например, Science Сollaborative Projects – сеть, которая позволяет ученикам и студентам разных стран организовать совместные исследовательские проекты, обмениваться результатами проведенных исследований. В русскоязычном Интернет-пространстве существуют сетевые сообщества учителей, родителей, учащихся. К подобным ресурсам можно отнести следующие: • Сеть творческих учителей (http://it-n.ru/); • Дневник.ру (http://dnevnik.ru/); • Letopisi (http://letopisi.ru). [6] Социальные сети пользуются популярностью у специалистов, экспертов, ученых. Например, социальные сети, созданные для знакомства, обмена информацией и опытом, существуют у компаний Nokia, Microsoft. Так, компания Microsoft предлагает пройти бесплатные курсы «Твой курс» https://tk-edu.ru/courses, на которых все желающие могут освоить навыки эффективной работы с современными технологиями, познакомятся с возможностями получения государственных услуг в электронном виде и др. Популярными ресурсами, позволяющими консультироваться со специалистами по профессиональным вопросам, являются Linkedin.com и Xing.com. Членов научного сообщества русскоязычного Интернета объединяет ресурс Scipeople. Кроме общения по различным темам в научных областях (в т.ч. обсуждения научных публикаций) он предоставляет информацию о различных конференциях, грантах, обучающих курсах и т.д. [2] Все указанные выше социальные сети носят специализированный характер, однако именно неспециализированные сети являются наиболее массовыми в настоящее время, как в англоязычном, так и в русскоязычном Интернет-пространстве. Рассмотрим неспецализированные социальные сети. К ним относятся Facebook, Twitter, «Вконтакте», «Мой мир» и др. Социальные сети "Вконтакте" и Odnoklassniki.ru входят в сотню самых посещаемых сайтов Всемирной паутины. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир". Диаграмма 2. Количество зарегистрированных пользователей социальных сетей (млн. пользователей) «Вконтакте» является лидером по количество активных аккаунтов. По данным на февраль 2013 их число составляет более 200 млн. пользователей. Также "Вконтакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории: доля самых молодых респондентов (от 14 до 17 лет), зарегистрированных в этой сети, составила 93 %, а из 10–14-летних пользователей – 85 %. «Вконтакте» является лидером и по активности посещения пользователями: 45 % зарегистрированных на этом портале посещают его ежедневно, а 70 % из них – чаще чем раз в день. Каждый третий участник «Вконтакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени [3]. Исходя из данных, можно предположить, что неспециализированные социальные сети является самым популярным и интересным социальным ресурсом, в том числе и для школьников. Возникает вопрос «Можно ли рассматривать социальные сети в качестве инструмента самообразования сегодня?». Конечно, существуют форумы, блоги, вики, образовательные порталы и автоматизированные системы дистанционного обучения, которые направлены на получения знаний, но они уступают социальным сетям в вовлеченности пользователей в информационное пространство социальных сетей. В социальной сети люди не только общаются, но и делятся различной информацией. Можно загружать музыку или видео, составлять фотоальбомы, размещать документы и др. Размещаемая пользователями социальных сетей информация, предоставляет большие возможности ее использования для образовательных целей. К примеру, в одной из групп «Вконтакте» «Первый познавательный портал» http://vk.com/perpoz можно не только пообщаться, но и посмотреть видео с различными физическими и химическими опытами, познакомиться с работами по созданию интерьеров комнат, созданных с помощью компьютерной графики и многое другое. Преподаватели могут создавать на их базе социальной сети группы для обмена информацией с обучающимися и таким образом оперативно доводить до них задания к практическим занятиям, предоставлять дополнительный материал, отвечать на возникающие в процессе обучения вопросы, следить за выполнение групповых работ. Например, в группе «Школа иностранных языков "МультиЛингвист"» педагоги проводят различные консультации, игры и т.д. Таким образом, социальная сеть – ресурс сети Интернет, который используется не только для общения, размещения информации, но и для получения новых знаний, для самообразования в различных областях: от иностранного языка до физики и т.д. Наибольшей популярностью среди всех социальных сетей пользуются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир". Лидером по популярности является социальная сеть «Вконтакте», привлекающая в основном молодую аудиторию пользователей. Глава 2. Образовательные возможности социальной сети «Вконтакте» Так как социальная сеть «Вконтакте» является наиболее привлекательной для молодой аудитории, мы решили исследовать ее на возможность использования для образования. Существует множество возможностей использования социальных сетей. Например: 1. Образовательные учреждения могут создать свои странички в социальной сети для учеников, студентов. Это позволит: общаться и сотрудничать друг с другом, делиться информации, поможет осуществить доступ выпускников после окончания обучения. 2. Преподаватели могут создать класс в социальной сети или группу для учеников, чтобы встречаться и общаться друг с другом – до, во время и после окончания обучения. 3. Группы пользователей (ученики) могут создать группы для проектов и команд (задавать вопросы, проводить обсуждения). 4. Физические лицам могут вступать в профессиональные сети, чтобы учиться у других единомышленников (задавать вопросы, проводить обсуждения). Социальные сети могут использоваться в различных формах: в группе (возможность использования социальные сетей для работы и учебы вместе как группы людей) и индивидуально (использование социальных сетей людьми для собственного (самостоятельного) личного или профессионального обучения). Практически каждый пользователь входит в ту или иную группу в социальной сети. Это может быть группа любителей анимэ или группа по подготовке к ГИА. Среди всего многообразия групп, существуют группы по изучению учебных предметов. Например, группы: Русский язык: http://vk.com/lazyrussian http://vk.com/exams_russian http://vk.com/rulesoftherussian http://vk.com/rusege13 http://vk.com/grammatika_rus Обществознание: http://vk.com/exam_social http://vk.com/kudapostupat.ru_social http://vk.com/club_obshestvo_help http://vk.com/club48237480 http://vk.com/club39187581 История: http://vk.com/ege_histiry_2013 http://vk.com/exam_history http://vk.com/club14437770 http://vk.com/history_100 http://vk.com/istoriya_2013 Математика: http://vk.com/math_100 http://vk.com/entertaining_mathematic http:/vk.com/reshenie_zadach http://vk.com/egetrener http://vk.com/vmatan Физика: http://vk.com/ege_physics http://vk.com/public44151154 http://vk.com/fizikam http://vk.com/uvlefiz и др. Существуют группы по подготовке к экзаменам. Например, группа «Подготовка к ЕГЭ и ГИА 2013. Школа "Хочу знать"» http://vk.com/wanttoknowru, объединяет в себе группы по подготовке к экзаменам по математике, русскому языку, истории, химии, биологии и др. Таким образом, если вы хотите получить дополнительные знания по предмету или подготовится к экзаменам, то одним из вариантов использования социальных сетей является, вступление в группу и изучение предмета совместно с другими участниками. Существует и другая возможность использования социальных сетей. Социальные сети привлекательны не только для молодой аудитории, но и взрослых. Многие учителя практикуют консультации через социальные сети. Можно обратиться за помощью к своему педагогу через социальную сеть. В помощь при освоении образовательных возможностей социальной сети «Вконтакте» был разработан буклет. В нем описан алгоритм использования социальных сетей для самообразования с перечнем групп по отдельным предметам [Приложение]. Также в социальной сети «Вконтакте» создана группа «Помощник в учёбе» http://vk.com/club52215320. В данной группе размещены некоторые ссылки на группы по изучению отдельных предметов, а также видеозаписи и другие материалы, которые будут полезны как школьникам, так и педагогам, и родителям. Ссылки в группе разделены по учебным предметам и содержат краткое описание. В дальнейшем группа будет пополняться новыми ссылками и материалами. Подводя итог, можно сказать, что социальные сети не только средство для общения, но и помощник в учебе, инструмент для самообразования и обладает определенными преимуществами: 1. Привычная и привлекательная среда. 2. Возможность размещения различной информации. 3. Возможность совместной работы. 4. Возможность получения различной помощи и др. Наряду с большими возможностями, существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций и др. Но, не смотря на проблемы, социальные сети могут стать хорошим помощником в обучении. Заключение Исходя из проделанной нами работы, мы делаем выводы, о том что: Социальная сеть – ресурс сети Интернет, который используется не только для общения, размещения информации, но и для получения новых знаний, для самообразования в различных областях: от иностранного языка до физики и т.д. Наибольшей популярностью среди всех социальных сетей пользуются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир". Лидером по популярности является социальная сеть «Вконтакте», привлекающая в основном молодую аудиторию пользователей. Существует множество возможностей использования социальных сетей как для образовательного учреждения так и для просто пользователя. Социальные сети могут использоваться в различных формах: в группе или индивидуально. Преимуществами использования социальных сетей являются: привычная и привлекательная среда, возможность размещения различной информации, совместная работа, получение различной помощи и др. Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети: отсутствие сетевого этикета, невысокий уровень компьютерной подготовки др. Но, несмотря на проблемы, социальные сети могут стать хорошим помощником в обучении. Работа может быть полезна школьникам для изучения учебных предметов, подготовки к контрольной работе, экзаменам и родителям для помощи своему ребенку в освоении учебных программ и конечно же педагогам, которые могут воспользоваться ее возможностями для общения до, во время и после окончания обучения. Список литературы 1. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности.URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067. 2. Геркушенко Г.Г., Соколова С.В. Перспективы использования социальных сетей в практике образования / Г.Г. Геркушенко, С.В. Соколова // Доклады VII Международной научно-практической конференции «Инфокоммуникационные технологии глобального информационного общества» URL: http: //iktgio.mcrt.ru/rus/info.php?id=9726. 3. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев. URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2010/Mojaeva_Feschenko_Ispolzovanie_virtualnyh_social_nyh_setei.pdf. 4. Прохоров А. Социальные сети и Интернет. URL: http://www.compress.ru/article.aspx?id=16723&iid=776. 5. Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении. URL: http://ru.wikibooks.org. 6. Социальная сеть. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8
Категория: Всеросийский конкурс для обучающихся 1- 11 классов «Я исследователь» | Просмотров: 508 | Добавил: olganicl | Рейтинг: 1.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]