Главная » »
14:00

Министерство образования Р.Б.

ГБОУ «Багдаринская эвенкийская школа-интернат

среднего общего образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

Тема: «Как строили дома на Руси».

 

 

 

                                               Выполнила: Дорофеева Мария 6 «Б» класс                                                            Руководитель: Гомбоева  Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Багдарин 2017 год.

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

«Как строили дома на Руси»

ПЛАН

Введение

  1. Усадьба русского крестьянина.
  2. Выбор места для избы.
  3. Выбор деревьев для строительства.
  4. Сруб в один день.
  5. Новоселье.
  6. Вывод

 

Введение.

Крестьянский дом – особое явление народной культуры. Дом, будучи материальным объектом, служит защитой человеку от сил природы и олицетворяет вечный мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием «дом» соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека.

Целью данной  работы является изучение ритуальных действий при постройке крестьянского дома, и доказательство того, что дом служит защитой человеку от сил природы.

Задачи: 1. Изучить литературные источники, посвященные данному вопросу.

2. Выявить положительные и отрицательные стороны при постройки дома.

3. Сделать макет избы.

4. Сделать вывод по проделанной работе.

 

Гипотеза: существует мнение, что при постройки дома хозяин чтит традиции и заветы предков. Чтобы он был наполнен всеми жизненными благами, теплом, любовью, покоем. Так ли это?

1.Усадьба русского крестьянина напоминала крепость: высокая бревенчатая изба, амбар, расположённый на некотором расстоянии от избы, соединённый с ней забором и массивными воротами. Забор огораживал замкнутый глухой двор, по периметру которого строились помещения для скота, погреба, сеновала, помещения для просушивания зерна, навесы для дров, телег, сельскохозяйственных орудий.

Жилище крестьян ориентировано обычно на юго-восток. Юго-восток считался стороной света. В крестьянских домах было, как правило, одно или два, реже три жилых помещения, соединённых сенями.

В глазах наших предков изба была самой настоящей вселенной – с небом, землёй, «нижним миром» и сторонами света.

 

2. Выбор места для избы.

Прежде всего выбирали место для постройки избы. Место это было на возвышенности, там, где ложились отдыхать  домашние животные, где не была пролита кровь ни человека, ни животного.

…Так вот место, где уляжется спокойно, пережёвывая жвачку, молодая корова, считалось счастливым и безопасным. Не правда ли от кроткой, доброй, безмятежно жующей коровы так и веет покоем, уютом, тёплым хлебом и парным молоком.

Или определяли уровень жизни в будущем доме. Например, так: с вечера приносили ведро колодезной воды, отмеряли трижды по девять стаканов, выливали в сухой горшок, плотно закрывали крышкой и оставляли до утра. Утром вновь измеряли стаканами. Окажется, что её несколько прибыло – можно строиться, будем дом что «полна чаша». Если же воды убыло, делали

Ни в коем случае не годится участок для строительства, где ранее проходила дорога: чего доброго, по ней могли «уйти» из дому достаток, жизнь и здоровье. Верным признаком «недоброго места» были также  найденные в земле человеческие кости, оставшиеся без должного погребения. Не годилось строить жильё на месте дома сажённого молнией либо оставленного из-за болезней, наводнения, других несчастий.

Осенью, после урожая, выбранное место окапывали по кругу, чтобы уберечь себя от нечистой силы. В середину сажали берёзку, это – берегиня.

 

   3. Выбор деревьев для строительства.

Лес рубили нигде попало. Рубили в морозы, потому что дерево считалось в это время мёртвым, рубили, а не пилили: считалось, что дерево лучше сохранялось.

Существовал запрет на рубку старых деревьев, деревьев выросших на могиле, грехом почиталось и рубка – «молодика» - молодого, незрелого леса, деревья с аномалиями развития, не годились на строительство мёртвые, сухие деревья, существовал также запрет на использование в строительстве деревьев посаженных человеком, притом находящихся внутри ограды усадьбы.

Но вот брёвна благополучно выбраны и привезены к месту строительства, на выбранном месте деревья укладывали по кругу. Весной польёт дождик, подсушит солнцем. Больные деревья убирали.

 

4.Сруб в один день.

После весеннего сева договаривались ставить сруб в один день. Для этого созывали всю деревню. Расплачивались пирогами, сытым ужином.

Когда был поставлен сруб, брали самое крепкое дерево и укладывали матицу. В неё вбивали крюк, где в последствии вешали люльку. Считалось, чем больше детей, тем богаче семья. Под матицу укладывали берёзу. После этого ставили крышу – чело. Укрепляли голову петуха или лошади. Считалось, что изба это колесница, запряжённая лошадью или птицами, несущаяся навстречу солнцу.

После того как была поставлена крыша, вешали наличники (на лицо). В окна (очи) должно было заглядывать солнце: восходящее, полуденное, заходящее. Нижние прямоугольники – символизировали засеянное поле.

Итак, есть чело, есть лицо. У лица – окна. Получается лик – лицо – у лица – улица.

5. Новоселье

Комплекс обрядовых действий, связанных с переездом в новый дом, совершали цикл ритуальных действий, чтобы преодолеть возможные происки нечистой силы. Перед закладкой нижних брёвен перед передним углом закапывали монету – «для богатства»,  рядом с монетой клали кусочек ладана – «для святости».

Поставив в передний угол икону, все члены семьи крестились на неё. Затем хозяйка отрезала от каравая хлеба первый ломоть и клала его под печку, приветствуя домового.

Незадолго до новоселья или сразу после переезда хозяин обязательно приглашал перебраться на новое место домового: он ставил под печку угощение и просил домового последовать за семьёй.

Если одновременно с домом строили баню, то перед первой топкой приветствовали банника, оставляли ломоть ржаного хлеба, посыпанный солью.

1 сентября – 14 сентября на Руси провожали лето. Новый год встречали. В тот же день и новоселье справляли. Верили: в новый дом надо в Новый год заходить. Тогда и счастье новое на новом месте будет. Но и со старого места надо с собой доброе взять. Огонь в очаг да дедушку – домового. Позвать его: «Иди с нами на новое место жить!» а вот что можно сказать новосёлам:   

  «Хлеба да соли!

Счастья вашему дому на веки вечные!

Хозяину с хозяюшкой – долгие годы.

Крепкие стены, мир да любовь.

Деток, что на ели веток!»

 

6. Вывод

Я считаю, что гипотеза доказана,  так как каждый человек мечтает построить свой дом. Чтобы он был наполнен всеми жизненными благами, теплом, любовью, покоем. Но прежде всего  при постройке дома хозяин чтит традиции и заветы предков. Ведь в глазах наших предков изба была самой настоящей вселенной – с небом, землёй, «нижним миром» и сторонами света.

Мне бы хотелось сравнить юрту и избу. Что общего и какие различия при постройки домов. Какие обряды соблюдались.

 

 

Список литературы:

 

  1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983 год
  2. Байбурин А.К. Обряды при переходе в новый дом у восточных славян.// Советская этнография 1976. вып.5
  3. Бломквист Е.Э. Крестьянские постройка русских, украинцев и белорусов.// Этнографический сборник М., 1956г.
  4. Семёнова М. «Мы - славяне!» Санкт-Петербург. Издательство «Азбука» 1997 год.
Категория: Всеросийский конкурс для обучающихся 1- 11 классов «Я исследователь» | Просмотров: 118 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]