Главная » »
08:32

Ежегодная международная научно-практическая конференция учащихся «Алабинские чтения»

Секция: История региона и межрегионального сотрудничества (Краеведение и регионоведение ) 

 

Тема:

«Юбилей Виктора Зельмановича Михельсона

как средство формирования социальной  памяти»

 

ФИО: Зубачева Виктория Алексеевна,

Класс: 11 «А»

ГБОУ СОШ№8 «ОЦ» г.Новокуйбышевска

Научные руководители:

Краснова Лариса Викторовна,

учитель ГБОУ СОШ №8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска;

Макеева Светлана Вячеславовна,

учитель ГБОУ СОШ №8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска

Консультант: Чубакова Елена Александровна,

директор Музея Истории Города Новокуйбышевска

 

 

 

 

 

 

 

Новокуйбышевск 2017г

 

 

 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2-3

 

Глава 1. Социальная память  - культура поколений………………………...4-5

 

Глава 2. Как формируется социальная память………………………………6-8

 

Глава 3. В.З.Михельсон в истории города Новокуйбышевска…………….9-15

 

Глава 4. Юбилейные мероприятия к 100-летию со дня рождения В.З.Михельсона и их социальный резонанс………………………………..15-17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18

 

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………....19

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………20-30

 

 

 

 Введение

        Историю часто называют памятью человечества.   Одна из функций истории – попытка представить прошлое, «как оно было на самом деле», а  память – это инструмент мышления в настоящем, хотя её содержанием является прошлое. Если история есть память культуры, то это означает, что она не только след прошлого, но и активный механизм настоящего. Словом, без памяти о прошлом не видится ни настоящего, ни будущего.

   Проблема формирования культуры  социальной памяти является одной из актуальных в современной науке. Память об исторических событиях и явлениях прошлого стала мощным источником для общественных настроений. Пришло понимание, что использование потенциала социальной памяти на благо прогресса является сложной и ответственной задачей всего общества.

    Социальная память определяется как совокупность социокультурных средств и институтов, осуществляющих отбор и преобразование актуальной социальной информации в информацию о прошлом с целью сохранения накопленного общественного опыта и передачи его от поколения к поколению.1 Это означает, что современное общество прилагает сознательные усилия по сохранению и использованию этого опыта.

  Для нашего города Новокуйбышевска, имеющего сравнительно небольшую, но яркую  историю, эта проблема также актуальна. Строительство крупных предприятий и целого нового города выявило целый ряд выдающихся личностей, эффективных руководителей, сумевших реализовать масштабные задачи. Память об этих людях является важной составляющей социальной памяти горожан. К образам этих людей мы возвращаемся постоянно и находим ответы на вопросы сегодняшнего дня.

   Одним из таких людей был Виктор Зельманович Михельсон, выдающийся руководитель треста «Трубопроводстрой», замечательный человек, чей 100-летний юбилей отмечался в 2016 году. Это событие стало мощным культурным катализатором, влияющим на состояние социальной памяти новокуйбышевцев.

  Реконструкция образа Виктора Зельмановича Михельсона в разножаровых

--------------------------------------------------------------------------

1 Колеватов В.А. Социальная память и понимание. — М.: Мысль, 2001, с. 79

источниках – документальных текстах, воспоминаниях, отзывах горожан, юбилейных мероприятиях - дают возможность определить влияние представлений об исторической личности на формирование культуры социальной памяти.

Актуальность темы исследования мотивирована также  растущей значимостью такой автономной  предметной области исследований, как юбилееведение. Юбилей в наше время перестал быть просто данью памяти и поводом для празднований, но стал одним из действенных средств формирования социальной памяти общества.

Проблема: Исследований, целиком посвященных взаимосвязи юбилея отдельной личности, как ресурса социальной   памяти, в настоящее время нет. Однако, на мой взгляд, тема представляется достаточно интересной и, несомненно, является актуальной. В исследовании учитывался обширный круг работ, посвященных юбилею как празднику, празднику как социокультурному явлению.

 

Объект исследования: юбилей личности как социальный феномен памяти.

Предмет исследования:  состояние социальной памяти в отношении личности В.З.Михельсона.

Гипотеза: Юбилейные мероприятия в честь выдающейся личности, оставившей заметный след в истории города, способствуют сохранению и развитию культуры социальной памяти.

 

Цель исследования: изучить влияние юбилея В.З Михельсона на состояние  социальной памяти новокуйбышевцев.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по проблеме формирования социальной памяти.
  2. Определить значение личности В.З.Михельсона для истории г.Новокуйбышевска
  3. Обобщить и систематизировать юбилейные мероприятия к 100-летию со дня рождения В.З.Михельсона .
  4. Исследовать социальный резонанс юбилейных мероприятий

Методы исследования:

Теоретические: работа с публикациями, монографиями, справочниками

Эмпирические: анализ документов Музея Истории г. Новокуйбышевска, сбор и систематизация воспоминаний горожан, проведение социологического опроса

Глава 1.  Социальная память  - культура поколений

        Все исследования в области социальной памяти сосредоточены на нескольких общих задачах. Наиболее общая – определение социальной памяти. Далее следует назвать задачу изучения специфики социальной памяти для различных событий или исторических периодов. И, наконец, влияние социальной памяти на другие социальные, политические и культурные практики.

  • прежде всего следует отметить, что сама память исторически меняется. Во-первых, специфически человеческие формы памяти появились как продукт исторического развития психики.1 Во-вторых, память в человеческом обществе обладает динамикой. “Мы должны знать, – пишет П. Нора, – о разнице между правдой памяти, которая вынуждена спасаться в жестах и привычках, передаваемых устной традицией, и закоренелых памятях и памятью, трансформирующейся через прохождение сквозь историю, которая является практически противоположной первой – волюнтаристской и намеренной, воспринимаемой как обязанность, а не спонтанной, психологически индивидуальной и субъективной, но никогда – социальной, коллективной”2.

В последнее время стало хорошим тоном говорить и писать об исторической и культурной памяти и местах памяти, особенно с легкой руки Пьера Нора. Не менее популярной продолжает оставаться и проблема сохранения культурного наследия, как его материальной составляющей, так и нематериальной, посредством воспроизводства в культурной памяти. Что же представляет собой культурная память?

В монографии Яна Ассмана «Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности» он приводит четыре вида памяти: миметическую, предметную, коммуникативную и культурную Миметическую память он рассматривает как память деятельности, которой мы обучаемся через подражание – в частности, выдающимся личностям3.

_______________________________

2 Я.К. Ребане. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания. Вопросы философии, 1982, № 8. С. 46.

3 Манкевич И.А. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 83 — 87.

 

     Концепция социальной памяти уже имеет свою историю и основополагающие идеи. К ним относятся: представления о внешней по отношению к индивидуальному сознанию коллективной памяти общества; эта память отлична от системы передачи биологической информации; она служит базисом формирования индивидуального и общественного сознания; развитие социальной памяти оказывает непосредственное влияние на развитие исторического сознания общества

Все вышеперечисленные нами виды памяти так или иначе относятся к коллективной памяти. Коллективная память - это фактор, объединяющий группу4.

С развитием современного информационного общества влияние социальной памяти, равно как и исторического прошлого, в целом на характер и особенности социального развития всё более усиливается, так как современные СМИ способствуют оперативному распространению информации различного характера5.


    Одна из основных функций социальной памяти — обеспечение «присвоения», т.е. наследования исторически конкретным, социальным человеком, а через него очередным поколением людей определенной совокупности культурно-информационных средств (в широком смысле слова), созданных предшествующими поколениями.

Таким образом, социальная память – это не столько воспоминание о прошлом, сколько процесс «встраивания» прошлого в контекст современности. «Память коллективная – совокупность действий, предпринимаемых коллективом или социумом, по реконструкции прошлого в настоящем»4. Это целенаправленный и управляемый процесс, в результатах которого находятся ответы на современные вопросы.

 

 

 

----------------------------------------------------------------------

4Психологический словарь. М., 1983. С. 247

5 Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1994, с.28

         .

Глава 2.  Как формируется социальная память

     Социальная память формируется в историческом сознание, есть в известной степени, коллективная память о прошлом. Эта память активно воздействует на самосознание членов общества и на определение дальнейшей перспективы всего сообщества людей, имеющих одно общеисторическое сознание. Иногда рассматривают коллективную память как опору мифов, традиций, обычаев данного сообщества. Вся терминология памяти характеризуется многозначностью. Память может включать что угодно – от спонтанного ощущения до формализованной публичной церемонии.

Если попытаться охарактеризовать суть и содержание исторического сознания, то в широком смысле его понимания, можно сказать, что оно представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, присущим и характерном как для общества в целом, так и для отдельных людей.

"Свято место пусто не бывает!" - эта поговорка с обидной легкомысленностью выражает мысль о том, что незаменимых людей нет. Однако история человечества доказывает, что очень многое зависит не только от обстоятельств, но и от личных качеств человека, от его веры в свою правоту, от его приверженности своим принципам.

В принципе, каждый человек уникален по- своему, но заменить другого человека он, к сожалению, а может к счастью, не способен. В настоящее время, вряд ли мы встретим такого человека и руководителя, как Виктор Зельманович ( по крайней мере в г. Новокуйбышевске точно нет!), разве что его сын -Леонид Викторович Михельсон, который продолжает начатое его отцом.  Будь Виктор Зельманович обычным,  рядовым, или даже талантливым, честным и исполнительным руководителем, но при этом равнодушным  человеком, вряд ли его заботили бы судьбы его подчиненных, судьба  города. У Виктора Зельмановича личные качества взаимосвязаны с деловыми. Это был человек-отдававший всего себя служению Отечеству и людям. Сегодня, в год 100-летнего юбилея Виктора Зельмановича Михельсона, я обращаюсь к теме юбилея личности, как ресурсу «социальной памяти». Каждое новое поколение постоянно находится перед выбором: что из «наследия отцов», утратившее свою непосредственную практическую ценность, необходимо сохранить или же «забыть», а что из сохраненного следует использовать, но уже в новом качестве. Иначе говоря, каждое новое поколение вынуждено в силу конкретно-исторических обстоятельств решать проблему наследства каждый раз заново.

Интерес к образу Виктора Зельмановича Михельсона сохраняется и в современной истории города. Относительно периодической печати можно выделить следующие тенденции: с одной стороны упоминания о Викторе Зельмановиче Михельсоне связаны с празднованием юбилеев со дня рождения, либо годовщин его смерти, тем самым, можно определить временем забвения в культурной памяти. С другой – на прямую связаны, либо дополняют события в культурной жизни города Новокуйбышевска, например, к открытию какой-либо выставки или празднованию дня рождения города. Образ же Михельсона в печатных изданиях определяется в качестве «мецената » и «первостроителя», её «исторического и культурного деятеля».

          Неоднократно вопросы «социальной памяти» поднимали ученые. Они заостряли внимание, в том числе, и на исследования юбилея личности и памяти.
Юбилей - это сложносоставной процесс, включающий в себя помимо духовных, ряд материальных аспектов, обязательно реализующихся в юбилейном процессе: это создание жизнеописания (биографии героя); сохранение мест и предметов, связанных с выдающимся человеком, прежде всего в виде организации музея; издание собрания сочинений, отдельных произведений юбиляра и книг о юбиляре; производство фильмов, представление новых театральных постановок, проведение творческих вечеров, в том числе и телевизионных; воздание посмертных почестей, уход за могилой выдающегося соотечественника и, наконец, установка памятников, при этом статус памятника определяется социокультурным контекстом в конкретный момент времени, включающим культурную, социальную, политическую и экономическую составляющие.
Все выше сказанное – это и есть социальная память - сложный психический процесс, который связывает в единую логическую цепь результаты человеческой деятельности – прошлой, настоящей и будущей. Она объединяет в единое целое познавательные процессы не только отдельного человека, но и человечества в целом,  позволяет человеку создавать и поддерживать социум.

Отдельные личности остаются в анналах истории, а другие – нет. Все в нашей стране помнят Ленина, Сталина, Че Гевару, Пушкина, Шекспира, Эйнштейна. Многие помнят изобретателей радио Попова и Маркони, писателя Александра Фадеева, но многие об этих людях ничего не знают. А миллионы и миллиарды людей, целые поколения, уходят в небытие, и их забывают. Получается, огромную роль в истории играет социальная память, которая делает известными и проносит через века деяния, плоды трудов отдельных выдающихся личностей, способных изменить ход истории. Такая в них внутренняя сила, харизма.

Таким образом, человечество формирует свою социальную память разными способами – через героический эпос, предания, накопление значимой информации и т.д. Юбилей выдающейся личности – один из таких  способов.

Я попробую на примере одной исторической личности   подойти к проблеме взаимоотношения  юбилея и памяти.

14 января 2016г. Виктору Зельмановичу Михельсону исполнилось бы 100 лет! Город празднует его юбилей. Виктор Зельманович внес огромный вклад в развитие нашего города и заслуживает, чтобы новокуйбышевцы бережно хранили и передавали «по наследству» опыт  своего соотечественника. Кто же он такой? Почему мы так о нем говорим?

Далее смотреть архив материала

Категория: Всеросийский конкурс для обучающихся 1- 11 классов «Я исследователь» | Просмотров: 122 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]