Главная » »
14:35

Душа русской литературы

 

«Ночь была вокруг меня, но она не мешала мне видеть звезды, — а их было в эту осень такое ярчайшее множество, что виден был их пепельный свет, видна была освещенная звездами река, и деревья, и белые камни на берегу… И я подумал тут же, что главное в жизни — не сколько ты проживешь: тридцать, пятьдесят или восемьдесят лет, — потому что этого все равно мало и умирать будет все равно ужасно, — а главное, сколько в жизни у каждого будет таких ночей».   

                      (Ю. П. Казаков «Осень в дубовых                               лесах»).                                           

 

Творчество Юрия Казакова – одно из вершинных достижений русской советской прозы второй половины XX века. Казаков заслуженно признан мастером русского рассказа. В этом году писателю исполнилось бы 90 лет. Его талант был замечен сразу, хотя писателем, по его словам, он стал поздно.

Родился Юрий Павлович Казаков в 1927 году в Москве, на Арбате, о чём с гордостью всегда говорил. В юности он окончил строительный техникум, затем музыкальное училище имени Гнесиных. Был принят в состав оркестра МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, но вскоре понял, что музыка – не его призвание.

Родители писателя не были коренными москвичами. Отец Казакова быстро стал горожанином, а вот мать сохранила крестьянскую культуру. Через неё и её деревенские корни шло национальное воспитание буду­щего писателя. Позже он утверждал, что его язык и творческий дар – от матери.

Казаков признавался, что уже в 22 года им овладела мечта стать писателем. Важным фактором, определившим его писательскую судьбу, стала поезд­ка в Поморье. На Севере студент Литературного института откры­л для себя народный мир, быт, традиции. Его поразили величественные пейзажи, суровый колорит жизни, сильные характеры простых людей.

   Ю. П. Казаков часто путешествовал по России, восхищался родной природой, затем воспевал свою любовь к Родине в своих рассказах. В автобиографических набросках он писал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Даже после окончания института, являясь автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Он побывал в псковских Печорах, в Тарусе, в Крыму, на Кольском полуострове. Впечатления от поездок воплотились как в путевых очерках, так и в художественных произведениях. Всего у Юрия Павловича Казакова вышло 10 книг при жизни. Большинство из них – сборники рассказов и очерков.

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. О людях, о животных, о любви, о поэзии и трагизме охоты, о дружбе, о детстве и старости, о красоте нашей Родины… Обо всем этом пишет мастер русского рассказа. Даже как будто не пишет, а рассказывает нам, сейчас, вот в эту минуту.

     Мое первое яркое впечатление  творчества Казакова – небольшой рассказ «Тэдди» («История одного медведя»), который в седьмом классе был включён в список литературы на летние каникулы. Как только я раскрыл это произведение, так сразу же почувствовал себя не дома, а в дремучей тайге Сибири, в лесах и степях необъятной нашей Родины. Ты как будто бы сам соприкасаешься с природой далекого севера, где шумит Белое море, где в дремучих лесах бродят медведи, подходя к избушкам лесников на запах картошки и хлеба.

    Сюжет рассказа прост. Во время одной из гастрольных  поездок цирка из клетки, по неосторожности оставленной открытой, убегает молодой бурый медведь по кличке Тэдди. Сначала животное попадает в лес, где работают люди, и там с ним случаются всяческие несчастья, потому что он сохраняет привязанность к людям, тянется к ним, а они его боятся, пытаются убить, стреляя в него. Потом он забредает в дикий лес, где жизнь вообще не подчиняется законам  человека. И чем дальше уходит Тэдди от людского мира, тем глубже входит в природу, вживается в неё, принимает её порядки.  В конце рассказа перед нами предстаёт вполне самостоятельный, сильный медведь, «хозяин тайги».

Писатель очень глубоко погрузился в мир таежной природы и в сознание дикого животного. Когда я читал рассказ, то меня удивляло, что медведь думал, принимал правильные и неправильные решения, бился насмерть – совершенно как человек. Автор хотел передать нам душевное состояние медведя, а через него донести идею произведения – противостояние человека и природы. По существу, перед нами тонкий психологический прием «очеловечивания» животного. Теперь я уже понимаю, что это один из художественных приемов, которые использовал писатель. Это еще и очевиднейший способ наблюдения за нерасторжимой связью медведя с породившей его природой. Мне кажется, рассказ «Тэдди» надолго остается в памяти любого читателя, найдёт отклик в душе каждого.

  «Взрослые» рассказы писателя я прочел совсем недавно. Это уже совсем другой Казаков. Писатель, который, не изменяя теме природы, пишет уже о современных людях абсолютно беспощадно и точно.

  Начну с рассказа, который произвел на меня самое сильное впечатление – «Адам и Ева». Прочитав название произведения, читателю практически сразу ясно, о чем и для кого оно написано. Но этот рассказ вовсе не таков. Я, конечно, слышал библейскую историю об Адаме и Еве, но провести параллель с текстом Казакова оказалось вовсе не просто.

  По сюжету самолюбивый и талантливый художник Агеев и его возлюбленная Вика попадают в небольшой северный город. Их отношениям  и чувствам не может помешать никто. Они совершенно одни. Однако их счастью так и не суждено сбыться. Кроткая,  любящая и наивная Вика готова на все ради Агеева. А что же он? Одним предложением писатель рисует характер этого молодого человека: «С детства был Агеев талантлив, и теперь, в двадцать пять лет, презрительно было его лицо, презрительны, тяжелы набрякшие коричневые веки и нижняя губа, ленив и высокомерен был взгляд темных глаз». В одном предложении сразу несколько отрицательных эпитетов: презрительный, тяжелый, ленивый, высокомерный. 

    Тем не менее, Агеев – сложная натура. Он переживает внутренние противоречия, что-то гложет его изнутри и не позволяет ответить на чувства девушки. Непризнанный и непонятый никем: ни простыми зрителями, ни критиками, он рассуждает о том, что в его манере писать чего-то, видимо, не хватает, но чего? Герой пытается что-то изменить, борется, мучается, но эгоизм и высокомерие побеждают светлые начала его личности. Он отказывается от счастья с Викой, и в этом поступке, на мой взгляд,  кроется разгадка названия рассказа. Как библейские Адам и Ева не вынесли рая и захотели вкусить плод с запретного дерева познания добра и зла, так и главный герой не сумел просто и спокойно жить, не смог стать счастливым в этом мире.

    Эту мысль иллюстрируют описания чудесных северных пейзажей. Природа в рассказе – это живой организм. Она чутко реагирует на малейшие изменения и движения человеческой души. Так, в конце рассказа от великолепного и разнообразного по расцветке северного сияния остается только белая полоса, как бы символизирующая конец отношений двух близких когда-то людей.

   Продолжает и развивает эту тему рассказ «В город», который мне показался страшным и завораживающим одновременно. Начинается он с непривлекательного пейзажа провинциальной глубинки. Грязь, серое небо, дождь. Главного героя зовут Василий Каманин. Живет он в деревне, является неплохим плотником, но каждую осень начинает  испытывать непонятную тоску.

  Герой вовсе не знает, что это за тоска и воплощает ее только в одной мечте – переехать жить в город!  У Каманина сильно заболевает жена Акулина. Василий думает, что это шанс, и идет по грязи в дом председателя колхоза, чтобы попросить лошадь. Разговора не получается,  и на следующий день он везет жену  в город в больницу.

За крайне простым сюжетом рассказа лежат глубокие размышления писателя о всеобщем одиночестве и растерянности людей. Каманину вовсе не жаль умирающую Акулину. Он хочет другой, красивой, лёгкой  жизни. Некоторые сразу же начнут осуждать его, а некоторые подумают: «А мы, жители XXI века, не такие ли точно одиночки и эгоисты?» Главный герой на самом деле одинок  и не знает, зачем он живет. Его манит горящий вечерними огнями город. Но где гарантия, что он даст ему счастье? Мечта превращается в навязчивую идею. Так жить нельзя.

Многие мои одноклассники мечтают после окончания школы уехать из нашего довольно большого города в надежде найти лучшую жизнь в чужих краях. Этот рассказ заставил меня задуматься о том, что глупо искать благополучия на стороне. Я очень люблю свою малую родину и считаю, что счастливую жизнь нужно строить самому на своей земле.

     Еще один рассказ Ю. П. Казакова на тему странствий, метаний и человеческих противоречий – «Легкая жизнь». Главный герой рассказа, Василий Панков, много повидал в этой жизни. На месте ему не сидится, он легко меняет места работы, занятия, города. Больше всего Василию нравятся стук вагонных колес да сменяющийся ежесекундно пейзаж за окном. Он - путник, скиталец, «перекати-поле».  Герой не вызывает у меня особой симпатии. Он самоуверен, сер, не образован, нагл. Куда и зачем ехать? У героя нет внутренней идеи, придающей жизни смысл. Какая-то она пустая получается, бездумная. Жажда к лёгкой жизни приводит человека к пути в бесконечность.

На пороге взрослой жизни я понимаю, как важно выбрать правильный путь. Нельзя жить иллюзиями. Это ловушка для человека, которая может привести к опустошению.  Пусть мой путь будет трудным, но самое главное – жить по призванию!

  Надо сказать, что этой своей неутомимостью в поиске, жаждой к жизни, скитальничеством по земле герои Юрия Казакова напоминают мне героев Максима Горького. Я читал, что критики находят нечто общее в художественной манере писателя с творчеством А. П. Чехова и И. А. Бунина. Наверное, это так. Но мне хотелось бы обратить внимание на сходство духовного облика персонажей Ю. Казакова и М. Горького. Босяк Челкаш, старый цыган Макар Чудра, красавица Мальва – этих героев объединяет ярко выраженная свободная романтическая натура. У Казакова герои также чувствуют тягу к странствиям, поискам самих себя, уходу из привычного окружения.

    Я думаю, что почти все персонажи казаковских рассказов – люди ищущие, путающиеся, противоречивые. Именно это и делает прозу Юрия Казакова актуальной. Его персонажи – слепок с советской реальности 60-х – 70-х годов XX века, но одновременно они вне времени и места обитания, в каком-то смысле вечны. Очень верно об этом сказал критик Лев Аннинский: «Он описывал хмурого, заспанного, прячущего нос в воротник шинели железнодорожного «начальника» где-нибудь «на полустанке» – так, словно со времен Чехова ничего не переменилось не только на российских железных дорогах, но и вообще под российским небом».

   Несколько слов хочу сказать и о том, как пишет Ю. П. Казаков, о его стиле. Он пишет очень просто. В его манере нет никаких нарочитых приемов, специальных эффектов. Мне трудно сказать, в чем заключается магия его фраз. Однако их запоминаешь надолго. Но именно в этой неброской и живой манере повествования и таится весь талант русского писателя.

Недавно мне попались строчки из статьи о Ю. П. Казакове Анатолия Друзенко, прекрасного журналиста и прозаика: « Я люблю перечитывать его рассказы. Просто так. Открываю книгу наугад и читаю. Точнее даже слушаю, как Рахманинова и Чайковского… Будь моя воля, я бы каждый урок литературы начинал с чтения рассказов Казакова. Его непременно должны слышать наши внуки, иначе они будут думать, что русский язык – это то, что они слышат сегодня на улице или с экрана телевизора, что это не дар Божий…»

  Я полностью согласен с журналистом. Юрий Павлович Казаков – писатель классический, на все времена. Анализируя вышеупомянутые рассказы, можно сделать вывод: мы, современные люди, одиноки и неприкаянны, все мы бредем по жизни в поисках любви и смысла жизни, все мы находимся очень близко от счастья, но не чувствуем его. Мне кажется, что рассказы Казакова будут читать и через 10, и через 30 , и через 100 лет. А все потому, что в его лаконичных, ярких и необычных рассказах чувствуется глубокое знание жизни. Именно это и станет залогом его литературного бессмертия.

 

Категория: Всероссийский конкурс "Мое лучшее сочинение" | Просмотров: 27 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]