Главная » Файлы » Материалы обучающихся "Лучики надежды" » История

История моего родного края
02.01.2014, 13:53
Исследовательская работа на тему: История моего родного края.
Автор Смакограй Полина, ученица 11 б класса МБОУ СОШ №49 г. Мурманска, Мурманской области.
Научный руководитель: Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №49 г. Мурманска, Мурманской области

Введение.
Отсюда начинается Россия…
От Мурманска, от моря, и от нас.
В. Тимофеев
Город-герой, административный центр Мурманской области, крупнейший в мире город, расположенный за северным полярным кругом. В октябре 2016 года Мурманск отмечает свой 100-летний юбилей.
Для человека 100 лет – целая жизнь, а город, история которого укладывается в этот короткий период, – юн! Ведь в России существуют множество городов с многовековой историей: Новгород в 2009 году официально отметил 1150-летие, Москва в 2007 году – 860 лет, а самому древнему городу нашего края Коле в 2015 году исполнится 450 лет…
Почему столица Кольского края так молода? Я нашла ответ на это вопрос, изучив историю основания города.
Его создание было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте (военно-политический блок России, Англии и Франции) в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей. В 1915 году, во время Первой мировой войны, на правом берегу Кольского залива Баренцева моря был основан Мурманский морской порт. Это и стало началом истории города Мурманска.

Древний период.
История пребывания человека на территории нынешней Мурманской области насчитывает несколько тысячелетий. Обнаруженные археологами памятники подтверждают пребывание людей на Кольском полуострове уже в VIII—VII тысячелетии до нашей эры, в период Арктического палеолита.

В период Арктического палеолита начались первые миграции племён охотников из Скандинавии на Кольский полуостров. В IV—II тысячелетии до нашей эры началась миграция людей из Волжско-Окского междуречья, селившихся в основном вблизи водоёмов центральной части полуострова. Культуру поселений этого периода относят к культуре ямочно-гребёнчатой керамики. Следующая волна миграции, предположительно с Северного Урала, пришлась на эпоху раннего металла.

За счёт смешения людей европеоидного типа первых волн с людьми монголоидной внешности с Северного Урала образовалась саамская финно-язычная народность, распространившаяся по всему Кольскому полуострову и северу Скандинавии. На Руси этих людей называли лопарями.

XVII — начало XIX века.
В 1625 году на Кольском полуострове проживало около 2,5 тысяч человек. Центром северных земель продолжал оставаться Кольский острог, при перестройке которого в 1702—1704 году за превышение власти был отстранён воевода острога Д. И. Унковский.
Основой экономики области оставалось рыболовство и солеварение, сосредоточенное в монастырях Кольского полуострова. Самыми крупными поставщиками соли являлись Кольско-Печенгский и Кандалакшский монастыри, получавшие от государства существенную материальную помощь. Спад солеварения пришёлся на конец XVII — начало XVIII веков. С появлением на рынке более дешёвой соли-пермянки, соль-морянка стала очень невыгодной.
В 1708 году Кольский уезд вошёл в состав образованной по указу Петра I от 18 декабря (29 декабря по старому стилю) 1708 года Архангелогородской губернии. Несмотря на это, местное управление Кольским уездом продолжало играть существенную роль в делах края, что в не последнюю очередь было связано с плохим сообщением между регионами, попасть из Архангельска на Кольский полуостров можно было только морем.
Перенос столицы России в новопостроенный Санкт-Петербург заметно приостановил развитие Кольского севера. Введение таможенного тарифа 1724 года уменьшило уровень торговли с севером страны, в том числе и через Колу. К тому же, с 1704 года зверобойный и рыбный промыслы отошли компании фаворита Петра I Александра Меншикова, что свело на нет возможность отдельных рыбаков и звероловов заниматься торговлей самостоятельно и вынудило их сдавать свой товар за бесценок. Монополия на морские промыслы была отменена лишь в 1765 году при Екатерине II.
В середине XVII века на Кольском полуострове началась разработка полезных ископаемых, в районе Поноя были открыты первые серебряные и медные рудники Подъём экономики Кольского уезда начался с созданием Беломорской промысловой компании, хотя и после него Кольский полуостров оставался одним из самых слаборазвитых регионов страны.
После проведения границы России с Норвегией в 1826 году Норвегии отошла территория Нявдемского и Пазрецкого погостов.
Первое серьёзное испытание огнём область прошла в ходе Крымской войны. В 1854 году было совершено нападение на Кандалакшу английской эскадрой. Во время бомбардировки города Колы, в том же 1854 году в ночь с 10 на 11 августа неприятельским огнем, продолжавшимся более 28 часов, было сожжено около 110 домов, 2 церкви и несколько магазинов. Разгром Колы привёл к сильному сокращению международной торговли на Мурмане, несмотря на получение разрешения беспошлинной торговли с Норвегией.
Однако, несмотря ни на что, колонизация Кольского севера продолжалась, в 1864 году основано село Ура-Губа, в 1870 — поселения Териберка, Рында.
В конце XIX века на территории Кольского полуострова появились первые лесопильные предприятия в Умбе, Ковде и других поселениях.
8 февраля 1883 года Кольский уезд вышел из состава Архангельской губернии, став самостоятельным административным образованием.
В 1899 году в Екатерининской гавани основан портовый город Александровск (ныне — город Полярный).


Период гражданской и Первой мировой войны.
Следующим важным этапом в развитии земель Кольского полуострова стало строительство железной дороги, соединившей Кольский залив с центром России. Планы устройства портового города за полярным кругом появились ещё в 70-х годах XIX века. Первые изыскатели пришли на Мурман для разведки новых мест в 1912 году. Через три года, в 1915 году, во время Первой мировой войны, на правом берегу Кольского залива Баренцева моря был основан портовый поселок Семеновский. Его создание было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей
Начавшаяся в 1914 Первая мировая война, в которой участвовала и Россия, кардинально изменила положение Кольского края на геополитической карте мира. Невозможность для союзников России по Антанте (Англии, Франции, позднее и США) поставлять ей стратегические товары по традиционным путям заставила обратить внимание на Север, в частности на Архангельск. Однако из-за отсутствия на Белом море круглогодичной навигации возник вопрос о необходимости переориентации грузопотока на Мурман через незамерзающее Баренцево море, что, в свою очередь, поставило вопрос о строительстве Мурманской железной дороги. Благодаря значительным ресурсам, затраченным на реализацию проекта, железная дорога была построена в кратчайшие сроки — в 1915—1916. Как само строительство дороги, так и ее функционирование резко ускорили развитие Мурмана. Одновременно на берегу Кольского залива для приема союзнических судов был выстроен торговый порт, вступивший в строй в 1915, а в 1916 был основан и новый город — Романов-на-Мурмане.
Отречение Николая II от престола в марте 1917 заметно отразилось и на жизни Кольского Севера, где возникли местные политические и профессиональные организации (советы, профсоюзы). Поскольку экономическое положение Мурмана было значительно лучше других регионов России благодаря поставкам союзников продовольствия и топлива, новые организации не ставили задачу борьбы с властью, а были склонны к поиску компромисса с ней.

4 октября 1916 года посёлок получил статус города и новое название — Романов-на-Мурмане. В этот день на невысоком холме, где сейчас располагается Дворец культуры и техники имени Кирова, состоялась торжественная церемония закладки храма в честь покровителя мореплавателей Николая Мирликийского. Романов-на-Мурмане стал последним городом, основанным в Российской империи. Через полгода, 3 апреля 1917 года, после Февральской революции, он принял своё нынешнее название — Мурманск

Революция и интервенция.
В 1917 году после победы Октябрьской революции в Петрограде, в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе которого встали большевики. Но уже в марте 1918 года с военных судов Антанты, которые ещё до Февральской революции встали на якорь в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант: это стало началом интервенции. В 1919 году власть в городе перешла к белогвардейцам, а Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала Колчака. Осенью 1919 года войска Антанты были вынуждены эвакуироваться из Мурманска. 21 февраля 1920 года в городе произошло восстание, организованное большевиками, и власть опять перешла к ним.

Мурманская область в Великой Отечественной войне (1941-1945).
Оборона Советского Заполярья
В планах войны Германии против СССР захвату Кольского п-ова уделялось большое внимание, поскольку гитлеровское командование осознавало стратегическое значение северных морских коммуникаций СССР и Кировской железной дороги.
Созданный Германией скандинавский плацдарм, с одной стороны, являлся источником стратегического сырья для военной промышленности, а с другой — средством сосредоточения сил вермахта.
В ходе наступательных действий на Мурманском направлении 29 июня — 20 июля и 8 сентября — 18 октября 1941 немецкие войска после упорных боев в районе рек Титовка и Западная Лица, сопровождавшихся десантными операциями Северного флота, были остановлены в 60 км к западу от Мурманска.
Оборонительные бои на Кандалакшском направлении шли 1—10 июля и с 19 августа до середины октября 1941 и также завершились стабилизацией линии фронта на "Верманском рубеже" в 90 км к западу от Кандалакши.
В ходе этих боев защитникам Заполярья удалось отстоять основную часть Кольского п-ова, обеспечив свободу действий Северного флота в Баренцевом море, плавание кораблей по Северному морскому пути, возможность морского пути для северных конвоев и функционирование Кировской железной дороги. .
С осени 1941 линия фронта стабилизировалась и, несмотря на отдельные попытки противника путем локальных операций, самой крупной из которых являлась Мурманская наступательная операция весной 1942, изменить ее, сохраняла свою конфигурацию вплоть до осени 1944.
Большой урон противнику нанесли надводные и подводные силы СФ. Они не только сумели отстоять побережье и свои военно-морские базы, но и обеспечить проводку значительной части северных конвоев в западном секторе Арктики, нарушили ход морских перевозок противника в Норвежском море. Особенно велики заслуги подводников: Ф. А. Видяева, М. И. Гаджиева, И. А. Колышкина, Н. А. Лунина, И. И. Фисановича, Г. И. Щедрина и др.
Деятельность тыла
Военное время потребовало огромных мобилизационных усилий со стороны тыла, для чего стала необходимой по крайней мере частичная перестройка системы управления в сторону ее централизации.
Практически на протяжении ВОВ в Мурманской области функционировала система совместного партийного и военного руководства, когда представители военного командования участвовали в управлении областью, а партийные лидеры привлекались к решению военных вопросов (тот же М. И. Старостин являлся членом военсоветов 14-й армии и Северного флота).
Особенно интенсивным это сотрудничество было в начальный период ВОВ, когда в чрезвычайно короткие сроки требовалось осуществить сложнейшие мероприятия. Так, Мурманский обком ВКП(б) и Военсовет 14-й армии создали военизированную организацию "Оборонстрой", обеспечившую мобилизацию 33 тыс. жителей Мурманской, Архангельской, Вологодской областей и Карелии на строительство оборонительных сооружений на подступах к Мурманску и Кандалакше. В августе 1941 ими была образована дивизия народного ополчения.
Поскольку Мурманская область стала прифронтовым районом, значительная часть населения (115 тыс. чел.) и крупных предприятий была эвакуирована. На 1 августа 1943 в области оставались лишь 624 предприятия (колхозы, совхозы, организации и учреждения), на которых работали 43,2 тыс. чел.
Все оставшиеся предприятия осваивали выпуск продукции, необходимой для фронта. Рабочие и инженерно-технические работники Мурманской судоверфи, паровозного депо, Кандалакшского механического завода наладили выпуск минометов, автоматов, мин и гранат, фосфора для зажигательных и осветительных бомб, самовоспламеняющейся смеси, ремонтировали технику. На трех судоремонтных заводах г. Мурманска ремонтировались подводные лодки и надводные корабли, переоборудовались в сторожевые суда рыболовные траулеры для СФ. Немалую помощь фронту оказывали предприятия местной промышленной и промысловой кооперации — изготавливали лыжи, ложи для автоматов и винтовок, повозки, шили и ремонтировали солдатские одежду и обувь. Оленеводческие совхозы и колхозы предоставили армии несколько тысяч оленей для оленетранспортных подразделений, осуществлявших транспортировку боеприпасов, снаряжения, продовольствия и раненых.
Несмотря на серьезные трудности (уход кадровых рыбаков на фронт, опасность со стороны немецких самолетов и подводных лодок, необходимость поиска новых мест промысла), рыбаки внесли значительный вклад в обеспечение армии и населения рыбной продукцией: только во 2-й половине 1941 рыбаки Мурманского тралового флота добыли 50 тыс. ц рыбы.
С января 1942 через Мурманск пошел поток грузов по ленд-лизу. Разгрузка союзных караванов велась в порту круглосуточно, несмотря на авианалеты противника. Наряду с мужчинами на причалах трудились женщины, такие как лебедчица М. Ваганова, которая, будучи раненой, продолжала управлять лебедкой.
Мурманск, 1943
Весомый вклад в дело Победы внесли работники Кировской железной дороги, обеспечившие бесперебойную доставку прибывающих по лендлизу грузов в центральные районы страны. Коллектив Мурманского вагонного депо построил бронепоезд "Мурманец", принявший участие в ряде боевых операций.
Жители Мурманской области активно сдавали средства в Фонд обороны.


Освобождение Советского Заполярья
Создав к 1944 значительный перевес над силами противника, в соответствии со стратегическими замыслами советского командования войска Карельского фронта начали готовиться к наступлению.
Первый удар был нанесен 19-й армией (командующий генерал-майор Г. К. Козлов) в ходе наступательной операции на Кандалакшском направлении против 36-го немецкого корпуса 5 сентября — 1 октября 1944 и завершился выходом на государственную границу. В результате наступления были освобождены все территории, вошедшие в состав СССР после советско-финляндской войны 1939—1940 (50 населенных пунктов).
7—29 октября 1944 силами 14-й армии (командующий генерал-лейтенант В. И. Щербаков) и Северного флота была проведена Петсамо-Киркенесская наступательная операция, в ходе которой была освобождена не только территория Кольского п-ова, но и значительная часть Северной Норвегии (г. Киркенес и др.).
Таким образом, осенью 1944 военные действия на Кольской земле завершились. Вклад ее защитников в общее дело Победы был высоко оценен государством: Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 декабря 1944 была учреждена медаль "За оборону Советского Заполярья", которой были удостоены 24 тыс. мурманчан.


1945-1990
Несмотря на полученные серьёзные разрушения, в частности Мурманск был разрушен почти полностью, уже к 1948 году уровень экономики в регионе вышел на довоенный уровень, а к 1952 году довоенного уровня достиг объём жилой площади в столице области.
В послевоенные годы власти России стали всё больше осознавать необходимость развития региона, как промышленности, так и Северного флота. В начале 1960-х годов для жителей области была введена льготная надбавка на оплату за труд, так называемые северные надбавки.
В 1951 году рабочий посёлок Ваенга, расположенный в 25 километрах к востоку от Мурманска на берегу Кольского залива, получил статус города и новое название — Североморск и стал столицей Северного Флота. В 1957 году посёлок Оленье преобразован в город Оленегорск, в 1965 году статус города получил посёлок Ковдор, а в 1966 — Апатиты. В период с 1955 по 1965 год запущен целый ряд предприятий : Оленегорский и Ковдорский горнообогатительные комбинаты, Кировская гидроэлектростанция и Апатито-нефелиновая обогатительная фабрика в Апатитах.
18 мая 1969 года началось строительство Кольской атомной электростанции, 29 июня 1973 года начата её эксплуатация.
В 1970 году в честь 100-летия со дня рождения Ленина была заложена Кольская сверхглубокая скважина, самая глубокая буровая скважина в мире, пробурённая исключительно для исследования литосферы в том месте, где граница Мохоровичича подходит близко к поверхности Земли.
По состоянию на конец 1970-х годов Мурманская область занимала второе в северо-западном регионе место по объёму валовой промышленной продукции.
К 1980 году в области насчитывалось 19 совхозов, среди них «Тулома», «Арктика», «Полярная звезда» и зверосовхоз «Кольский», 7 колхозов, 25 подсобных хозяйств, птицефабрики и «Мурманский тепличный комбинат».


Заключение. Современный период.
С началом перестройки Мурманская область, как и остальные регионы страны, переживала тяжёлые времена. Распад Советского Союза и последующая гиперинфляция вызвали экономический кризис. Количество рыболовных судов в одной только столице области снизилось с более 400 рыболовных судов в 1989 году до 290 в 1997. Резко сократился грузооборот портов. По всей области замерли строительные комплексы, появилась безработица.
Кроме того, в самом начале 1990-х произошёл массовый отток населения из области, в частности с 1989 по 1992 годы Мурманск покинули 28 тысяч человек. Основными причинами отъезда населения были резкое ухудшение экономической ситуации в городе, а также больша́я социальная мобильность относительно молодого населения Мурманска. К 2002 году число жителей города сократилось на 150 тысяч по сравнению с 1989 годом, то есть почти на треть.

В современной Мурманской области приоритетными отраслями являются рыбная, горнодобывающая, химическая промышленность и цветная металлургия. Крупнейшие предприятия области: «Апатит» (Кировск) — производство апатитового концентрата, «Кандалакшский алюминиевый завод» (Кандалакша) — производство первичного алюминия, «Кольская горно-металлургическая компания» (Мончегорск, Заполярный, Никель) — производство никеля, рафинированной меди, серной кислоты, Оленегорский ГОК — производство железорудного сырья, «Мурманский траловый флот» (Мурманск) — рыбный промысел.
В последние годы стал набирать силу экологический туризм, в основном это иностранные туристы, желающие пожить в местах, где «не ступала» нога человека.


Содержание.
1. Введение.
2. Древний период.
3. XVII — начало XIX века.
4. Период Гражданской и Первой мировой войны.
5. Революция и интервенция.
6. Великая Отечественная война.
7. 1945-1990.
8. Заключение


Источники:

• http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF_%CC%F3%F0%EC%E0%ED%F1%EA%EE%E9_%EE%E1%EB%E0%F1%F2%E8
• http://kolaenc.gov-murman.ru/history/greatwar2/
• Киселев А.А «Военная литература»
Категория: История | Добавил: Миг25
Просмотров: 487 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]