Главная » Файлы » Материалы обучающихся "Радуга талантов" » Физическая культура

Использование средств физической культуры в физическом, психическом и социальном воспитании слабовидящих детей
21.04.2014, 21:31
Муниципальное Образовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа № 75.
г. Волгограда

Городской конкурс учебно-
исследовательских работ
старшеклассников «Я и Земля»
им. Вернадского
секция Здоровый образ жизни

Использование средств физической культуры
в психическом, физическом и социальном
воспитании слабовидящих детей.

Выполнила:
Грачева Дарья Дмитриевна
учащаяся 10 класса Б
МОУ СОШ №75
Учитель физической культуры
Сеник Ирина Васильевна

Волгоград, 2014

Содержание ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 2
Введение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 3
Глава 1. Теоретические сведения о процессе формирования зрения
1.1 Теория о зрении,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 5
1.2 Понятие о миопии (близорукости),,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 6
1.3 Особенности психического развития детей с нарушением зрения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 6
1.4 Особенности физического развития и двигательных нарушений.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 7
Глава 2. Этапы реализации исследования
2.1 Организация исследовательской деятельности,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 7
2.2 методы проведения исследований,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 8
Заключение ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 9
Литература ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 11
Приложения ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 12

Введение.
В наши дни все чаще мы наблюдаем, что становится очень много детей с плохим зрением. Отсюда и появляется множество проблем связанных со здоровьем. Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к социальному дефекту - социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире снижается медленно.
В настоящее время в специальных средствах образования нуждается до 8% населения Российской Федерации, а фактически, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации, по всем показателям специальную педагогическую помощь получает только четвертая часть нуждающихся детей. (А.Н. Баранов, 1995)
В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «Об образовании» дети с отклонениями в развитии имеют равные со всеми права на образование, которые предусматривают создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию (А.И. Афауков, Е.Г. Лысых, С.К. Мамонова, 1998; Л.В. Шапкова, 2004)
Вопросам обучения и воспитания детей со зрительной патологией посвящено значительное количество научных исследований (Э.С. Авети-сов,1993; В.А. Булкин, 1997; Г.Г. Демирчоглян,1998; СП. Евсеев, 1996; А.Г. Литвак, 1998; Л.И. Солнцева, 1980).
Актуальность: В современном мире, не смотря на колоссальный технический прогресс все еще сохраняется тенденция увеличения количества детей с плохим зрением. Из-за этого у них появляется множество проблем связанных со здоровьем. Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к социальному дефекту - социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире снижается медленно.

Очень большую роль в профилактике слабовидения и в приостановке его прогрессирования призваны сыграть средства физической культуры, особенно специальные упражнения для глазных мышц (глазотренинг), и другие оздоровительные технологии.
Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М. И. Земцова, Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др.).
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Причины, вызывающие нарушение зрительной функции, бывают врожденные и приобретенные. Приобретенные аномалии зрения распространены больше, чем врожденные. Врожденные нарушения зрительного анализатора могут быть вызваны воздействием на него различных патогенных агентов в период эмбрионального развития или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения).
В школах физическое воспитание является одним из важнейших средств всестороннего развития детей и подготовки, приобщения их к трудовой деятельности. Физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.
У большинства слабовидящих учащихся отмечаются искривление позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие и другие заболевания. Многие слабовидящие испытывают трудности в ориентировке в пространстве, у некоторых нарушена координация движений.
Объект исследования: процесс воспитания, обучения и развития детей с нарушениями зрения.
Предмет исследования: физическое воспитание, направленное на формирование физических качеств и функциональных возможностей организма учащихся со слабой до 3 D степенью миопии, не отнесенных к специальной медицинской группе.
Цель работы: оценка эффективности использования средств физической культуры в работе с близорукими детьми.
Задачи исследования
1. Проанализировать и обобщить литературные источники по проблеме близорукости и особенностях воспитания детей с нарушением зрения.
2. Использовать комплекс мероприятий из средств физической культуры для детей с нарушением зрения для профилактики прогрессирования миопии.
3. Экспериментальная проверка эффективности комплекса мероприятий.
4. Обобщение и анализ результатов исследования, составление выводов.
Гипотеза: Наше исследование предполагает то, что дети с отклонением зрения, занимающиеся предложенным комплексом занятий, улучшают свое зрение, физическое состояние своего организма и общее здоровье.
Методологической основой исследования явились труды:
Г.Г Демирчрглян, А.Г Демирчоглян, В.И Белецкой, А.Н Гнеушева,
Р.А Толмачева, Н.Л Литош, У. Бейтса.
Глава 1. Теоретические сведения о процессе формирования зрения
1.1 Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.
Бинокулярное зрение — способность пространственного восприятия, объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается на 3—4 месяце жизни ребенка, а формирование заканчивается к 7—13 годам. Совершенствуется оно в процессе накопления жизненного опыта. Нормальное бинокулярное восприятие возможно при взаимодействии зрительно-нервного и мышечного аппаратов глаза. У слабовидящих детей бинокулярное восприятие чаще всего нарушено.
Нарушение бинокулярного зрения приводит к неустойчивости фиксации взора. Дети часто бывают не в состоянии воспринимать предметы и действия во взаимосвязи, испытывая сложности в слежении за движущимися предметами (мячом, воланом и др.), степени их удаленности. В связи с этим таким детям надо давать больше времени для рассматривания предметов и динамического восприятия, а также словесного описания тех предметов и действий, которые учащимся предстоит наблюдать самостоятельно. Важным средством развития бинокулярного зрения являются различные виды бытового труда и игровой деятельности: игра в мяч, кегли и др., моделирование и конструирование из бумаги (оригами), картона, занятия с мозаикой, плетение и т. п. Развитие зрительно-пространственного синтеза способствует улучшению ориентировки в пространстве во время игровой деятельности, занятий физкультурой и спортом.
1.2 Наиболее характерное нарушение зрения у детей школьного возраста – это БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия). Она характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов — это первые признаки развития миопии. Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть не более 15—20 мин. Различают три степени миопии: слабая степень — до 3 D; средняя — от 3 до 6 D; высокая степень — свыше 6 D.
В настоящее время близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами. Так, например, близорукость отмечена у 60% выпускников школ Российской Федерации. В городах отмечено большее количество детей с миопией, чем в сельской местности. Среди детей, занимающихся спортом, близоруких детей намного меньше. У детей, слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует.
1.3 Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. А.Г. Литвак (1998) отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм.
1.4 Особенности физического развития и двигательных нарушений.
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.
В процессе специально организованного физического воспитания осуществляются не только общие задачи — развитие, обучение, воспитание, которые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и отражены в программных документах, но и специальные задачи. Они имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую и лечебно-восстановительную направленность.
Глава 2. Этапы реализации исследования
Основные этапы реализации исследования:
2.1 Наше исследование началось в сентябре 2013 на базе двух 6-х классов (дети 12-13 лет) МОУ СОШ № 75 и проходит до сегодняшнего момента. Рассчитан на два года наблюдений. В ходе эксперимента были обследованы и протестированы 15 детей с разной степенью миопии (по данным обследований и справок от окулиста). У экспериментальной группы мы взяли антропометрические данные, данные физического развития и физической подготовленности, заболевания из медицинской карточки, затем сравнили эти показатели через 5 месяцев.
Список учащихся с миопией 2001 года рождения по школе №75
( см.приложение 1)
Нами были организованы следующие мероприятия для решения задач исследования:
1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
2. Тестирование физической подготовленности учащихся группы.
3. Тестирование антропометрических данных детей с целью выявления уровня физического развития.
4. Анкетирование родителей учащихся, включенных нами в экспериментальную группу.
5. Анкетирование учащихся, включенных нами в экспериментальную группу исследовательской работы.
6. Организация проведения физкультурных минуток и физкультурных пауз для снятия напряжения с глаз на общеобразовательных уроках.
7. Организация регулярных занятий специальными упражнениями для укрепления мышц глаза.
8. Организация занятий в группе общей физической подготовки для коррекции вторичных отклонений в физическом развитии детей с ослабленным зрением.

Были проведены анкетирования с учащимися и с родителями детей. (анкеты - см приложение 2,3)
Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм (см.приложения 4,5).
2.2 Методы тестирования физической подготовленности и уровня развития физических качеств (быстроты, силы, гибкости, скоростно-силовых качеств и т.д.).
Таблица результатов диагностики физической подготовленности на сентябрь 2013 года (см. приложение 6).
Таблица результатов диагностики физической подготовленности на январь 2014 года (см. приложение 7)
Диаграмма позитивной динамики показателей прыжка в длину учащихся
(см. приложение 8)
Диаграмма позитивной динамики показателей гибкости учащихся группы
(см. приложение 9)
Диаграмма позитивной динамики силовых показателей (см. приложение 10).
Таблица результатов диагностики антропометрических данных на сентябрь 2013 года (см. приложение 11)
Методы обследования антропометрии.
Уровень физического развития определяется по данным антропометрии (антро-человек, метрия-измерение) дает количественную характеристику..
Диаграмма: Антропометрические показатели учащихся на сентябрь 2013
(см. приложение 12)
Таблица результатов диагностики антропометрических данных на январь 2014 года (см. приложение 13)
Диаграмма: Антропометрические показатели учащихся на январь (см. приложение 14)
Метод математического вычисления индекса физического развития.
Диаграмма: Позитивная динамика индекса физического развития детей группы (см. приложение 15)
Так же, классным руководителям и учителям-предметникам были выданы ПАМЯТКИ с комплексами физкультурных минуток для снятия напряжения с глаз. Физорги классов ежедневно на 3-4 уроке организовывали. Учителя контролировали (см. приложение 16).
Научным руководителем Сеник И.В.в экспериментальной группе были организованы дополнительные занятия ритмикой, физическими упражнениями по коррекции двигательных нарушений, специализированными упражнениями для глаз. Занятия проходили 1 раз в неделю по 35 минут.
Спаренные уроки физической культуры в большом зале одновременно в двух 6-х классах, где находятся испытуемые учащиеся, позволили учителю физической культуры Сеник И.В. и научному руководителю данной работы организовать на одном из трех уроков физкультуры в неделю регулярные занятия специальными упражнениями для укрепления мышц глаза. Длительностью 5-8 минут. (см. приложение 17)

Итоговый контроль I промежуточного этапа – запланирован на конец учебного года – май 2014 г.

Выводы и заключение
Педагогический эксперимент проводился нами с целью определения эффективности в использовании средств физической культуры для профилактики слабовидения и приостановки прогрессирования вторичных отклонений в физическом и психическом развитии
- Тестирование физической подготовленности учащихся показало незначительное отставание детей от среднего уровня общепринятых нормативов. На январь 2014 года можно констатировать улучшение показателей детей в гибкости, силовых и скоростно-силовых способностях.
- Диагностика антропометрических данных испытуемых показала значительное увеличение в росте, окружности грудной клетки, динамометрии и весе учащихся.
- Диагностика индекса физического развития детей показала улучшение результатов у 11 учащихся из 15. Это хороший показатель.
Из вышеизложенного видно, что регулярные занятия физическими упражнениями имели значительно более выраженные показатели в профилактике вторичных отклонений в физическом развитии близорукого ребенка, чем нежели процесс корректировки зрения, т.к. это длительный многолетний труд всех участников воспитательного процесса (ребенка, родителя и учителя)
Мы находимся в начале пути, и на сегодняшний день мы не можем подвести итог об улучшении зрения, так как прошел еще короткий промежуток времени от начала наблюдений. И подводить итог мы будем в конце года (итоговый контроль): попросим родителей пройти с ребенком обследование у специалиста: врача-окулиста.
Специально организованные занятия для детей с миопией дают им возможность большей социальной адаптации среди обычных детей. Происходит тренировка и общее укрепление организма ребенка из-за активизации функций дыхания и сердечно-сосудистой системы. Дети учатся находить общий язык в процессе игры, находить правильное решение в игровых ситуациях и переносят ситуацию успеха на общение со сверстниками в неформальной обстановке, в процессе уроков, во внеурочное и свободное от школы время.
Мы можем констатировать факт, что занятия спортом и ФК помогают детям становиться более общительными, находить друзей и собеседников среди сверстников. В связи с тем, что прошло еще не так много времени от момента организации педагогического исследования, но такой факт как социальное здоровье, психологический комфорт от организованного процесса у испытуемых наблюдается ярко.

Список литературы:

1. Феофилактов В. В. Сравнительный анализ инновационных технологий физической подготовки студентов гуманитарных вузов на основе мониторинга физического развития/ Виктор Валерьевич Феофилактов
// Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М.: РГУФК, 2005. — 24 с.
2. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания для всех // Теория и практика физической культуры, 1993, №4
3. Бирюков А.А. Самомассаж. Москва, 1983 г.
4. Бобырь А.И., Никитин В.В. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза. Уфа.1999.
5. viplab.org.ru
6. http://www.klub100let.ru
7. http://xreferat.ru
8. Козлов И.В. проблемы физ воспитания слабовидящих школьников. Ярославль, 2007.


Приложение 1
Данные о состоянии зрения учащихся с миопией слабой степени
(экспериментальная группа)

1. Вальковская Надежда 17.01.01 VOD=0.7; VOS=0.9
2.Жолобова Юлия 29.01.01 VOD=0.3; VOS=0.9
3.Кабанова Алина 24.04.01 VOD=0.7; VOS=0.7
4.Лаптев Сергей 30.07.01 VOD=0.5; VOS=0.5
5.Мулеева Милана 16.07.01 VOD=0.9; VOS=0.5
6.Поляков Олег 29.11.01 VOD=0.7; VOS=10
7.Салихов Евгений 17.10.01 VOD=0.4; VOS=0.7
8.Цой Анна 11.08.01 VOD=0.9; VOS=0.9
9.Цой Екатерина 28.08.01 VOD=0.7; VOS=0.7
10.Сильченко Александр 11.02.01 VOD=0.8; VOS=0.8
11.Бочарова Инна 06.04.01 VOD=0.9; VOS=0.7
12.Копаева Анна 15.10.01 VOD=0.8; VOS=0.9
13.Лихолетов Юрий 27.07.01 VOD=0.8; VOS=0.7
14.Маслов Александр 07.01.01 VOD=0.7; VOS=0.9
15.Потапова Екатерина 09.02.01 VOD=0.8; VOS=0.6

Приложения 2,3
Анкета для детей
1. Знаешь ли ты критические периоды, когда у тебя может ухудшиться зрение?
2. Считаешь ли ты, что занятия физической культурой полезны для глаз при миопии?
3. Знаешь ли ты что является факторами риска от которых страдает зрение?
4. Опасен ли для глаз ультрафиолет?
5. Знаешь ли ты как снять усталость с глаз?
6. Знаешь ли ты как правильно смотреть телевизор?
7. Правильно ли ты смотришь телевизор?
8. Соблюдаешь ли ты правила работы за компьютером?
9. Считаешь ли ты, что соблюдение режима дня и правил личной гигиены поможет сохранить нормальное зрение?
10. Будешь ли ты ежедневно повторять комплекс из 5-ти упражнений для коррекции зрения и снятия усталости с глаз?



Анкета для родителей
1.Знаете ли вы критические периоды, когда может ухудшиться зрение у вашего ребенка?
1. Считаете ли вы, что занятия физической культурой полезны для глаз при миопии?
2. Знаете ли вы что является факторами риска от которых страдает зрение?
3. Опасен ли для глаз ультрафиолет?
4. Знаете ли вы способы снятия усталости с глаз?
5. Знаете ли вы как правильно смотреть телевизор?
6. Соблюдаете ли вы и ваш ребенок правила работы за компьютером?
7. Считаете ли вы, что соблюдение режима дня и правил личной гигиены является важным фактором сохранения нормального зрения и исправления уже имеющихся небольших дефектов зрения ребенка?
8. Готовы ли вы вместе с ребенком ежедневно повторять комплекс из 5-ти упражнений для коррекции зрения и снятия усталости с глаз?
Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6
Сентябрь 2013 года – физ подготовленность
№ ФИО Челночный бег Прыжок в длину Подтягив-м
Отжим- дев Гибкость
1 Вальковская Надежда 8.3 174 12 0
2 Жолобова Юлия 8.7 160 5 -2
3 Кабанова Алина 8.9 165 8 0
4 Лаптев Сергей 8.0 172 6 0
5 Мулеева Милана 8.2 155 10 +10
6 Поляков Олег 9.0 152 1 0
7 Салихов Евгений 8.0 180 1 +1
8 Цой Анна 8.0 166 8 +2
9 Цой Екатерина 7.8 170 10 +5
10 Сильченко Александр 7.6 200 2 0
11 Бочарова Инна 7.8 166 14 +10
12 Копаева Анна 8.2 160 12 +6
13 Лихолетов Юрий 7.4 190 7 -3
14 Маслов Александр 7.3 205 6 -5
15 Потапова Екатерина 8.0 165 14 -3

Методы тестирования физической подготовленности и уровня развития физических качеств (быстроты, силы, гибкости, скоростно-силовых качеств и т.д.): были включены следующие упражнения
- прыжок в длину с места
- челночный бег 3х10 м
- наклон вперед из положения сидя (складка)
- отжимания от пола (девочки), подтягивания на высокой перекладине (мальчики)
(А.П.Матвеев, 2009 год).
Приложение 7
№ ФИО Челночный бег Прыжок в длину Подтягив-м
Отжим- дев Гибкость
1 Вальковская Надежда 8.2 175 12 +5
2 Жолобова Юлия 8.7 160 6 0
3 Кабанова Алина 8.8 164 9 +4
4 Лаптев Сергей 8.0 173 7 0
5 Мулеева Милана 8.1 160 10 +13
6 Поляков Олег 8.9 160 1 +5
7 Салихов Евгений 7.8 185 1 +7
8 Цой Анна 7.9 170 10 +12
9 Цой Екатерина 7.8 180 14 +10
10 Сильченко Александр 7.6 205 3 +2
11 Бочарова Инна 7.7 172 15 +20
12 Копаева Анна 8.2 162 14 +10
13 Лихолетов Юрий 7.1 192 9 0
14 Маслов Александр 7.0 215 7 +1
15 Потапова Екатерина 7.7 172 17 +2
Приложение 8
Диаграмма позитивной динамики показателей прыжка в длину учащихся

Приложение 9
Диаграмма позитивной динамики показателей гибкости учащихся группы

Приложение 10
Диаграмма позитивной динамики силовых показателей

Приложение 11
К антропометрическим инструментам относят:
1. ростомер
2. весы
3. спирометры
4. динамометры
5. сантиметровые ленты
Измеряется рост стоя. Обследуемый должен стоять без обуви на площадке ростомера касаясь вертикальной планки тремя точками.
1 точка – сомкнутыми пятками
2 точка – крестцом
3 точка – межлопаточная область.
Голову устанавливают так, головы наружной большого глаза и верхней кран козелки уха находясь на одной горизонтальной линии параллельно полу. Ноги в коленных суставах выпрямлены. При измерении роста сидя обследуемый сидит на скамейке ростомера, касаясь планки крестцам, межлопаточной области. Голова так же.
Масса тела определяется на медицинских или электронных весах. Обследуемый должен стоять в центре площадки.
Измерение окружности грудной клетки. Проводятся сантиметровой лентой. Её накладывают на обнаженную грудную клетку, при опущенных вниз руках.
Лента должна проходить под нижними углами лопаток сзади, спереди по нижним сегментам околососковых кружков (у юношей), через места прикрепления 4-х ребер грудины (у девушек). Первое измерение делается на максимальном вдохе, далее пауза, затем выдох.

Сентябрь 2013 года – антропометрические данные и физ.развитие
№ ФИО Рост Вес Окружность грудной клетки динамометрия Индекс физического развития
1 Вальковская Надежда 159 50 76 13 33
2 Жолобова Юлия 160 60 80 7 20
3 Кабанова Алина 152 55 74 7 23
4 Лаптев Сергей 162 53 72 14 37
5 Мулеева Милана 155 47 68 9 40
6 Поляков Олег 165 71 80 11 14
7 Салихов Евгений 160 58 77 13 25
8 Цой Анна 153 49 70 10 34
9 Цой Екатерина 160 50 72 10 38
10 Сильченко Александр 165 60 82 16 23
11 Бочарова Инна 158 48 66 9 44
12 Копаева Анна 160 43 66 6 51
13 Лихолетов Юрий 161 45 70 18 46
14 Маслов Александр 162 50 72 19 40
15 Потапова Екатерина 157 49 70 11 38

Приложение 12
Антропометрические показатели учащихся на сентябрь 2013


Приложение 13
Январь 2014 – антропометрические показатели и физ.развитие
№ ФИО Рост Вес Окружность грудной клетки динамометрия Индекс физического развития
1 Вальковская Надежда 165 51 78 15 36
2 Жолобова Юлия 164 61 82 8 21
3 Кабанова Алина 156 54 75 8 27
4 Лаптев Сергей 166 53 74 15 39
5 Мулеева Милана 159 48 70 9 41
6 Поляков Олег 170 69 80 12 21
7 Салихов Евгений 164 60 80 13 24
8 Цой Анна 159 49 72 10 38
9 Цой Екатерина 165 50 75 10 40
10 Сильченко Александр 175 65 83 17 27
11 Бочарова Инна 162 50 72 10 40
12 Копаева Анна 163 45 70 7 48
13 Лихолетов Юрий 164 52 74 18 36
14 Маслов Александр 170 53 75 20 42
15 Потапова Екатерина 160 53 74 13 33
Приложение 14
Антропометрические показатели учащихся на январь 2014

Приложение 15
Индекс физического развития детей мы вычисляли по формуле:
рост – (окружность грудной клетки + масса тела). В соответствии с индексом физического развития определяли по данной шкале номер группы, к которой относится ребенок.
Индекс физического развития
1. 23,0 и ниже
2. 23,1—30,9
3. 31,0—37,9
4. 38,0—42,9
5. 43,0 и выше.
Чем больше номер группы, тем выше вероятность совершенствования функциональных и двигательных возможностей ребенка при помощи физических упражнений. Номер группы отражает и тип телосложения. К первой группе, например, относятся дети с избыточной массой тела.



Позитивная динамика индекса физического развития детей группы


Приложение 16

Памятка.
Правила чтения
• Нельзя читать лежа.
• Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.
• Во время занятий рабочее место ребенка должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева.
• Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость.
• Во время чтения следует делать перерывы от трех до пяти минут.
• Чтобы разгрузить глазную мышцу рекомендуется выполнять несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.
Упражнения для снятия усталости с глаз
• Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
• Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
• Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку, продолжая смотреть туда же в течение 5 сек.
• Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек).
• Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.
• Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и повращать глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.
• Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
• Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

Приложение 17
Упражнения с мячами.








В современной практике имеется богатый арсенал физических упражнений для слабовидящих детей:
1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
2. Общеразвивающие упражнения:
3. без предметов
4. с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);
5. — на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.)
6. Упражнения на формирование навыка правильной осанки
7. Упражнения для укрепления сводов стопы.
8. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем
9. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение то нуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.
10. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.
Также с учащимися выполнялись:
Игровые упражнения:
«Ты мне — я тебе». Перебрасывание мячей в парах.
«Меткий стрелок», «Попади в цель». Метание мячей, мешочков (из разных исходных положений)
«Гусеница», «Пролезь в воротца». Подлезание в продольные разрезы – ворота
Тренажер «Сетка» - развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, тонкую моторику, которая способствует развитию речи, повышению ё работоспособности коры головного мозга. Используется садовая пластмассовая сетка с крупными ячейками высотой 1.20 м. Данный тренажер используется как на занятиях физической культуры, так и на общеразвивающих и коррекционных занятиях
Игровые упражнения:
-перебрасывание мяча через сетку;
-подлезание под сетку;
-прикрепление прищепок разных цветов на ячейки сетки;
-прикрепление тематических карточек и других материалов на ячейки сетки в разных ее частях.
«Попади в цель».
В игре используются разноцветные контейнеры для хранения игрушек разной величины, расположенные на вертикальной и горизонтальной поверхности. Для метания используются мячи, шары, мешочки с песком. Игра развивает меткость, глазомер, зрительно-моторную координацию, обогащает зрительно-сенсорный опыт.
Настенные зрительные тренажёры.
Для стимуляции, активизации и развития зрения, укрепления и восстановления работы мышц глаза на стенах расположены зрительные тренажёры.
Восстановлению и укреплению глазодвигательных мышц глаза, развитию прослеживающих функций взора, снятию напряжения с глаз способствует зрительный тренажер, взятый на вооружение у В.Ф.Базарного. Кроме того, дети могут самостоятельно проводить указкой по линиям тренажёра и тогда ещё формируется скоординированность действий глаза и руки – зрительно-моторная координация (в кабинете тифлопедагога).
Категория: Физическая культура | Добавил: маус | Теги: физкультура в школе, зрение и школа, здоровье школьника
Просмотров: 555 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]