Главная » 2017 » Февраль » 4 » Исследовательская работа по литературе «Поэзия в цвете»
10:20
Исследовательская работа по литературе «Поэзия в цвете»

 

Исследовательская работа по литературе

«Поэзия в цвете» (по лирике Сергея Есенина и Василия Наседкина)

                                         Атзитарова Резеда и Юлдашбаева Диана, 9 класс, МБОУ СОШ  с. Юлдашево МР Фёдоровский район РБ

                                           Руководитель: Атзитарова Минигуль Шамилевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Юлдашево МР Фёдоровский район РБ

                                               

Введение

      Цель  исследовательской работы: проанализировать многообразный поэтический мир Сергея Есенина, в частности  цветовую палитру поэта, с дальнейшим выходом на творчество других поэтов.

Задачи:

1. Изучение литературы по теме исследования.

2. Анализ текстов стихотворений С.А.Есенина, В.Ф.Наседкина.

3. Сбор материала, его количественный  и качественный анализ.

4. Обобщение полученных результатов.

Объект исследования: лирика С.А.Есенина.

Предмет исследования: поэтический мир С.Есенина, цветовая гамма в поэзии  С. Есенина, В. Наседкина.

Гипотеза: В многообразной поэзии Сергея Есенина основополагающим является принцип цветописи, для его стихотворений характерно многоцветие, цвета есенинской цветовой палитры – это цвета русской природы и несут смысловую нагрузку для раскрытия «движения души» поэта.

 Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, сопоставление цветовых ассоциаций.

 Актуальность и новизна исследования заключается в обращении к интересной и яркой стороне поэтического наследия С.Есенина, неугасаемом интересе читателей и поэтов к его поэтическому гению и  возможности продолжить работу над изучением особенностей отражения  цветовосприятия  в лирике российских поэтов, частности в в лирике В. Наседкина. 

Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования нами проанализирована цветовая гамма лирики С.Есенина, выявлена частотность употребления цвета в лирике поэта, описаны смысловые особенности наиболее употребляемых цветов. Поэтому данная работа может быть использована при изучении поэзии С.Есенина для лучшего понимания поэтического творчества поэта и его последователей, даёт  возможность продолжить работу над изучением особенностей отражения  цветовосприятия  в лирике российских поэтов.

Перспективу нашей работы мы видим ещё в том, чтобы цветовую гамму поэзии С.Есенина соотнести не только с его внутренним состоянием, но и с историческими событиями и с личной жизнью поэта.

Работа состоит из введения, трёх глав с практической частью, заключения, списка использованной литературы и приложения-презентации. В основной части представлены главы: I - Многообразие поэтического мира С.А.Есенина, II -  Цветовая  гамма лирики  Сергея Есенина,    III -  Созвучная муза С.Есенина и В. Наседкина. В ходе исследования цветовой  гаммы лирики  Сергея Есенина    проведён опрос обучающихся, результат которого представлен в таблице «Частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина» (в приложении).

Глава I. Многообразие поэтического мира С.А.Есенина

    Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. В 2015 году мы ответили 120-летний юбилей С.А.Есенина. Он вошёл в литературу как выдающийся поэт – лирик. И оставил своим читателям богатое поэтическое наследство.

    Лирика поэта поражает  насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Она не может оставить читателя равнодушным. Её ценит даже человек, мало восприимчивый к поэзии.  «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». Эти слова А. Н. Толстого о Сергее Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта XX века. И сам Есенин признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть в слова». «Половодье чувств», затопившее его поэзию, в свою очередь, не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.

    Кто не помнит белую берёзу под окном, что «Принакрылась снегом, Точно серебром»:

 Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

    Кто не любит душистую черёмуху, что «С весною расцвела И ветви золотистые, Что кудри, завила», «А рядом у проталинки, в траве между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей», и как «Сыплет черёмуха снегом». Образы белой берёзы и белой черёмухи вызывают ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

Он как бы просит  белую черёмуху:

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

      Помним мы также, как «Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось», а «Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани». И ещё «В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть», как «роща золотая отговорила милым языком». А ребята постарше вспомнят, как в стихотворении «Зелёная причёска…» берёзка ассоциируется у поэта со станом юной девушки, а зелёные ветви – с прядью волос:

 Зелёная причёска,

Девическая грудь.

О тонкая берёзка

Что загляделась в пруд?

В другом стихотворении поэт находит такие строки для любимой:

 С алым соком ягоды на коже,

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Он как бы молится: «…Мне бы только смотреть на тебя,

               Видеть глаз злато-карий омут».

     Кого не трогали за душу переживания поэта о родной матери:

«Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет…»

     В разные мгновения жизни мы вспоминаем, ища опоры и утешения, есенинскую строку: «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…»

В другие минуты вдруг отчётливо выговариваются нами загадочные есенинские строки, как «Несказанное, синее, нежное…» или «Не жалею, не зову, не плачу…».  Эти и многие другие строки помогали Есенину не только создать образ, характер картины, но и передать напряжение чувств, состояние души. Позволяют и нам, читателям, выразить многие свои чувства через воспринятые стихотворные строки поэта.

     Читая стихи Сергея Есенина, мы ощущаем богатство красок, запахов, звуков, которыми наполнена земля. Поэт помогает нам увидеть красоту природы, мимо которой мы часто проходим, не замечая её.  Ведь, как и он проводим мы время в бескрайних полях и зелёных лугах у родного села, радуемся и белой берёзе и душистой черёмухе, любим цветы и «зелень золотистую», и животных – «братьев наших меньших». Сергей Есенин, тончайший лирик, был наделён редким даром видеть и чувствовать прекрасное в окружающем его мире.

       Когда мы говорим о Сергее Есенине, то представляем светловолосого, синеглазого юношу, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии. Поэт А.Кузнецов написал замечательные строки о Сергее Есенине: 

В этом имени –
                          свет России –
Голубые её глаза,
Зеркала озёр её синих,
Спелой ржи золотая краса

      «Златокудрый витязь русской поэзии» - Сергей Есенин вошел в русскую поэзию и остался в ней как певец родной земли, тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий красоту и поэтичность русской природы. Поэзия наполнена чувством искренней сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности к происходящему вокруг. Его стихи, наполнены любовью к России, учат нас быть преданными ей, стране, которую он так любил. Поэт писал о себе:

      «Всё равно остался я поэтом

      Золотой бревенчатой избы».   

      Без умения видеть мир по-своему, без способности сопереживания, без впечатлительности и искренности нет поэта. Еще А.Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

      Уже ранние стихи Есенина отличались самобытностью и свежестью образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Ведь поэт с ранних лет тесно общался с природой. И особенность его поэтичного мышления заключалось в том, что через образы родного края   он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души.

       В летних зорях, в золоте осеннем,

В каждом зарождающемся дне

Скачет по святой Руси Есенин

На крылатом  розовом коне.

Он с метелями летит над нами,

Возрождается весной в цветах,

Человек с небесными глазами,

С песнею медовой на устах.

     Большой художник, Сергей Есенин привлекает яркоцветостью своей лирики. У Есенина всё построено на цвете. Он им ворожит, достигает изумительных эффектов. Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, розовым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым.

      Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлились в стихи, полные горячей любви к русской земле. Первых своих читателей Есенин пленил тем, что повёл по забытой ими прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывать её запахи… 

В этом имени –
                          свет России –
Голубые её глаза,
Зеркала озёр её синих,
Спелой ржи золотая краса (А.Кузнецов).

Глава II. Цветовая  гамма лирики  Сергея Есенина Есенина

 2.1. Практическая работа

 «Частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина»

Взяв за основу многокрасочность стихотворений С.Есенина, мы провели опрос обучающихся 8,9 классов нашей школы, с целью  определения цветописи лирики Есенина. Обучающимся задавался вопрос, какие  цвета присутствуют в стихотворениях Есенина, предлагалось назвать стихотворения поэта или строки из стихотворений. Посчитав количество слов, обозначающих цвет, мы можем сделать вывод о частотности употребления цвета в поэзии С.Есенина. Итак, по результатам нашего опроса самые распространенные цвета: синий (голубой) и золотой (жёлтый) – до 6-и примеров, белый и розовый, малиновый – до 3-х примеров, зелёный и чёрный – по 1-2 примера. Результаты опроса обучающихся нашей школы совпадают с традиционным мнением, что поэт оперирует всеми цветами радуги, чаще всего употребляет три цвета: синий, золотой и красный.

2.2. Анализ цветовой гаммы, используемой в лирике Есенина

      Проанализировав частотность употребления цвета в лирике поэта, мы понимаем, что дело не только в многоцветности как таковой. Поэтический мир  Есенина  – явление достаточно сложное и многообразное. Многообразие красочных стихотворений и поэм свидетельствует о ярко выраженной любви поэта ко всему многоцветному миру, окружающему его. 

      1)  Синий цвет как символ Руси в лирике С.А.Есенина

      Любимые цвета Есенина – сине-голубой   с золотом. Без этого цвета у него нет почти ни одного стихотворения.  Синим цветом залито всё.  И часто он  в отделке с золотом звёзд, зорь, заката, золотых осин.      

      В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, родные и близкие поэту с детства. Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «Несказанное, синее, нежное…». Поэт даже саму Россию ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть «синее что-то». Он так говорит Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!»

«Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края,
Только синь сосёт глаза».
     Если обратить внимание на пейзажи, то они тоже очень красочны, выразительны и, что особо важно, наполнены голубизной: «В прозрачном холоде заголубели долы…», «Летний вечер голубой…», «Синяя вьюга…» Голубизна в стихотворениях – то нежная, перламутровая, то глубокая до синевы. А вот, если обратим внимание на стихотворение «О, Русь – малиновое поле», то уже сочетание синего и малинового цветов придает пейзажу особую выразительность:

«О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску».

     Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль. Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «… вечером синим, вечером лунным…», «синь, упавшая в реку…». Этим выражается чувство любви и нежности. Есенин видел Русь в радости весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля»,  – пишет он. «Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во взорах».

2) Пристрастие поэта к жёлто- золотым оттенкам

     Следующий цвет, которым Есенин умело окрашивал свое поэтическое творчество, — это желто-золотой: «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота», «Зелень золотистая», «Отговорила роща золотая»… Очень характерно для палитры поэта пристрастие к желто-золотому, которым он умело окрашивал свое поэтическое творчество.
     Жёлтый и золотой – цвета осени: «жёлтые долы», «жёлтая трава», «роща золотая». В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта:
«Я готов рассказать тебе, поле,
Эти волосы взял я у ржи».
«Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся».

     Природа многокрасочна и многоцветна. Цветовая гамма способствует и передаче тончайших состояний человеческой души:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

    «Золото увяданья…» Этот образ, проходящий через всю лирику Есенина и значивший для него много, говорит о том, в какие тона окрашены были есенинские «мысли о старости и тлене». Цвета «золотой осени» –  желтизна, багрянец, медленный листопад – это символ убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира.

 Край любимый!

 Сердцу снятся

 Скирды солнца в водах лонных.

 Я хотел бы затеряться

 В зеленях твоих стозвонных.

       Пристрастие к жёлто-золотому психологи трактуют цвет как желание свободы, независимости от реальности, стремление к снятию напряжения.

3) Яркие оттенки малинового, алого, зеленого в сочетании с золотым и серебряным  в  пейзажах  С.А.Есенин

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет:
«О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку».
«Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тлеется дым у малиновых сёл».

      Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными цветами:
« На лазоревые ткани
Пролил пальцы багрянец».
« Алый мрак в небесной черни
«Выткали на озере алый свет зари».
С «алым» сливается женский облик:
«С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была.
На закат ты розовый похожа
И, как меч, лучиста и светла».

В осенние дни, когда шелестит опавшая листва под ногами, почти каждый способен увидеть в «стране березового ситца» осыпанную красной ягодой рябину. И Есенину наиболее выразительно удалось передать это.

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…

     Красный он и алый, и розовый, и малиновый, и рдяной. А слово «розовый» создает незабываемую картину:

Я теперь скупее стал в желаниях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Розовый конь? Невероятно, но цвет очень точен. Вот, что сказал по этому поводу критик К. Ваншенкин:

     «Розовый конь? Это показалось нелепым, неестественным. Я с удивлением перечитал эти строки и вдруг вздрогнул от неожиданно раскрывшейся передо мной картины. Ведь это была рань – конь, вероятно, был белый, но в лучах восходящего солнца стал розовый. И все вокруг было розоватое, в дымке. А в ушах долго не стихал стук копыт. Я никогда не встречал подобного у других поэтов».

    Интересно Есенин общается с золотом и серебром. Золото – серебро служит как бы рамой, окладом, например, в стихотворении «Табун». Зелёная картина – кони на фоне зелёных холмов – вставленная в золотую; синяя – те же кони, на опрокинутые в «синеющий залив» в серебряную «рамку»:
«В холмах зелёных табун коней
Сдувают ноздрями златой налёт со дней,
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Дрожат их головы над тихой водой,
И ловит месяц их серебряной уздой».

      4) Значение цвета для раскрытия «движения души» поэта

      Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. В поэтической образности поэта важное место занимает цветопись; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной речевой стихии. Но главным учителем и кладезем цветовой гармонии для поэта была русская природа:

Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь.

      Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлились в стихи, полные горячей любви к русской земле.

 Проведя исследование цветовой гаммы в лирике С.А.Есенина, мы пришли к выводу, что использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не только мысли, но и чувств и эмоций, внутреннего  самоощущения поэта.

С помощью слов, соответствующих краскам, Есенин сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, придала свежесть образам. Синее, голубое, алое, жёлтое и золотое переливаются в есенинских стихах. Возможно, по палитре наиболее употребляемых цветов можно определить настроение С.А.Есенина и в различные периоды жизни.

Глава III. Созвучная муза С.Есенина и В.Наседкина

        Поэтическое наследие С.А.Есенина имело большое влияние на творчество многих российских поэтов. Одним из таких поэтов был современник,  друг Сергея Есенина – Василий Наседкин. Поэт В.Ф.Наседкин был родом из д.Веровка Уфимской губернии, ныне Фёдоровского района Республики Башкортостан. С Есениным связывали его поэтическое творчество, а потом и родственные узы (В.Наседкин стал мужем Е. Есениной, сестры С.Есенина). «Ровесники, выходцы из патриархальных крестьянских семей,- один из Рязани, другой из Башкирии, - оба без средств на существование отправившиеся в столицу ловить поэтическую «жар – птицу», Есенин и Наседкин подружились. Есенина и Наседкина сближали и возраст, и некоторая общность поэтических судеб, а главное – думы о будущем деревни» - писал исследователь жизни и творчества В. Наседкина М.А. Чванов в предисловии к сборнику стихов В.Ф. Наседкина «Ветер с поля», изданном Башкирским книжным издательством в 1978 году. Поэты никогда не забывали, что они сыновья своей земли, что они несут ответственность за прошлое, сегодняшнее и будущее страны.

       Родина для поэтов — это все, что они видят, чувствуют, все, что их окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются  с чувствами к женщине, природе, жизни. И Сергей Есенин, и В.Наседкин от всей души любили Родину и посвятили ей всю свою жизнь. Если  Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», то стихи Наседкина «привлекали внимание теплым, душевным лиризмом, высоким пафосом любви к родной природе, к ее степным и лесным просторам, к сини ее неба и рек, к ее ветрам, к красоте ее утренних рассветов и закатов, к живописным картинам — ко всему, что, говоря словами поэта, "песни и восторг родит на свете". Любимым пейзажам вторили в его стихах воспоминания о детстве, проведенном в деревне, настроения бодрости и любви к жизни». В основном это пейзажно-философская лирика элегического склада, присущая поэтам есенинского круга.

* * *Иду, пьянея от травы,
А сверху, чуть вдали,
На тонких струнах синевы
Играют журавли.
Наверно, было б так в раю
Среди блаженных ив.
И луг врастает в грудь мою,
Всего озеленив.
И я лежу в траве травой,
Чуть слыша, как вдали,
Сливаясь с песней ветровой,
Курлычут журавли. (1926)

     «Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Все здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной».

    Тут и  родственная славянскому мироощущению тяга к растворению в природе, к слиянию с ней: «О, если бы полдневной синевой / Мне захлебнуться жадными очами, / И расплескаться в дымной синеве, / И разрыдаться ветром в час осенний...» («Не унесу я радости земной...», 1924).   Объединяет поэтов и то, что они являются «людьми от земли», от трудовых недр. Немалое место в поэзии Наседкин занимает тема крестьянского труда. «Уже тогда я угадывал в его стихах то, что теперь я назвал бы активным отношением к природе, увиденной глазами человека труда» (Рыленков Н.): «Я смотрю — и уж будто не снится. / А как раньше: на плечи ремень, / Насыпаю севалку пшеницей / И шагаю вдоль пашни весь день» («Пахнет ветер, как свежие срубы...», 1927). Что же касается исторической судьбы русской деревни, то поэзия Наседкина в отличие от поэзии С.Есенина (во многом созвучная ей по интонации) лишена элемента драматизма и трагизма. Мотив прощания со старой патриархальной деревней звучит у него без сожаления о ней. Он с удовлетворением отмечает, как его родной и тихий деревенский край пополняется приметами исторической новизны, например, в облике крестьянина: «И на дрогах за насыпью вижу / Зипунишко и шлем со звездой. / <...> Это он в двадцать первом / Был в атаках всегда со мной / За туманною Березиной...» («Из вагона», 1925). 

     Поэзия настоящих больших мыслей и чувств покоряет наши сердца правдой жизни, неугасаемой верой в Человека. Основные положения есенинской поэтики: утверждение сущности народного поэтического сознания, вбирающего в себя энергию земли и неба; раскрытие символики русской избы как воплощения народного бытия; оригинальная классификация поэтических тропов; гармоническая спаянность живой и неживой природы, внешнего мира и внутреннего состояния героя – свойственны и для лирики В.Наседкина.

    Одушевленность природы – одна из главных черт поэтических миров С. Есенина и В.Наседкина. В их стихотворениях – изобилие поэтических средств и образов. Многокрасочна природа в творчестве Сергея Есенина и Василия Наседкина. Она играет, переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших оттенков настроения, придает свежесть образам. Любимые цвета поэтов - синий и голубой. Синь-синева - это и светлая радость бытия, это и необъятные просторы родной земли, это и чувство нежности, любви: «синий свет», «такой синий», «в эту синь даже умереть не жаль», «голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «воздух прозрачный и синий» - у Есенина; «голубая пора», «бесконечно синие грёзы», «тонко поющая просинь», «голубое», «полдневная синева», «туманно-синее поле», «вечерне-синий сумрак», «синий порог вечеров», «голубой уют», «купол голубой» и т.д. – у В.Наседкина.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску…(С.Есенин.)

                      Синий туман. Снеговое раздолье,

                       Тонкий лимонный лунный свет…(С.Есенин.)

В степь до застывших гор,

В синь до жемчужной выси (В.Наседкин).

 Иду, пьянея от травы,
А сверху, чуть вдали,
На тонких струнах синевы
Играют журавли (В.Наседкин).

                       По голубому лугу

                       Скатилась луна копной (В.Наседкин).

* * *В поле голос чей-то
Долог и несносен.
На унылой флейте
Заиграла осень.
Тёмною прохладой
Веет с поднебесья.
Что же тебе надо,
Жалобная песня?
Или жалко лета,
Голубую пору?
Ах, осенней флейтой
Буду сам я скоро?(1927)

                      * * *По жаре дневной жестоко,
                      Друг, о мире не суди.
                      Видишь, ночь идёт с востока
                      С жёлтой розой на груди.
                      Тихо светит миру роза,
                      Машет ветер, как лоза,
                      Бесконечно синей грёзой
                      Зажигая нам глаза.(1932)

* * *Вражду и дружбу обойдя,
Спокойно провожая лето,
Я песню древнюю дождя
Сегодня слушал до рассвета.
С рассветом дождь ушёл в зарю,
И где-то тонко пела просинь,
А в сад мой, полный слёз, — смотрю,
Калитку открывает осень.

* * *Что это? Шорох прибоя?
Шелест берёзовой чащи?
Глянул в окно — голубое!
Глянул — какое счастье!
Жив я и мудр на свете:
Небо имею и землю,
А заиграет ветер —
До исступленья внемлю.
А как набухнут тучи,
С громом опустят воду, —
Этих мгновений лучше
Нет и не будет сроду.
Где-то далёко сети
Дождь распустил (как снится!).
Это танцуют дети,
Те, что должны родиться.

* * *Не унесу я радости земной
И золотых снопов зари вечерней.
Почувствовать оставшихся за мной
Мне не дано по-детски суеверно.

И ничего с собой я не возьму
В закатный час последнего прощанья.
Накинет на глаза покой и тьму
Холодное, высокое молчанье.

Что до земли и дома моего,
Когда померкнет звёздный сад ночами,
О, если бы полдневной синевой
Мне захлебнуться жадными очами,

И расплескаться в дымной синеве,
И разрыдаться ветром в час осенний,
Но только б стать родным земной листве, —
Как прежде, видеть солнечные звенья.

 * * *Где синие вихри

Вдали, на краю –

Там будто не рожь,

А бегущее стадо.

И я, очарованный,

в поле стою,

И большего сердцу

Как будто не надо (В.Наседкин).

      Поэт В. Наседкин, как и выдающийся Есенин, был  поэтом одарённым, но мало известным, прожившим  короткую, но яркую жизнь. Всех привлечёт его патриотизм, безграничная любовь к родной земле, к людям, жившим на ней, и, конечно же, красота его поэзии. Мы гордимся тем, что именно на Федоровской  земле в деревне Веровка родился и вырос замечательный поэт, современник и друг Сергея Есенина, оставивший свой след в русской поэзии начала ХХ века.

Заключение

     Один из самых выдающихся представителей лирической поэзии XX века – Сергей  Есенин для читателей остался все тем же молодым и необычайно лиричным поэтом. Его стихи, наполненные любовью к России, учат нас быть преданными ей, стране, которую он так любил. Поэт завещает нам нести эту любовь и преданность России — великой стране, нашей общей Родине.

     С. А. Есенин – певец родной земли, тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий красоту и поэтичность русской природы. Поэзия наполнена чувством искренней сыновней любви к родному

краю, чувством сопричастности к происходящему вокруг.
      Стихи Есенина отличались самобытностью и свежестью образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Ведь поэт с ранних лет тесно общался с природой. И особенность его поэтичного мышления заключалось в том, что через образы родного края   он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души.
В поэтической образности С.Есенина важное место занимала цветопись; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной народной поэзии. Но главным учителем и кладезем цветовой гармонии для поэта была русская природа.

        Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, красным, розовым, желтым, зеленым, черным, белым. Исследованные стихотворения относятся к разным периодам творчества поэта, а это позволяет доказать, что принцип цветописи является основополагающим в поэзии Сергея Есенина. Для его стихотворений характерно многоцветие: «роща золотая», «рябиновые кисти», «синий лязг», «воздух прозрачный и синий». Все это доказывает, что любимые цвета есенинской цветовой палитры – это цвета русской природа. В основном это– сине-голубой   с золотом. Без этого цвета у него нет почти ни одного стихотворения.  Синим цветом залито всё.  И часто он  в отделке с золотом звёзд, зорь, заката, золотых осин.    

   Мы  рассмотрела лирику С.А.Есенина с целью анализа частоты употребления поэтом в своих стихотворениях  слов, соответствующих краскам,  для  передачи тончайших эмоциональных оттенков, изображения самых интимных движений души.
 Мы можем сделать такие выводы:

 1.   Сергей Есенин был тончайшим лириком, наделённым редким даром видеть и чувствовать прекрасное в окружающем его мире.

2. Есенин обладал глазом, очень тонко воспринимающим «цветовые характеристики природы». В его стихах нет однообразия цвета. Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, желтым, розовым, зеленым, коричневым, черным, белым.

3.  Анализ распространенности красочно-цветовой гаммы, показал, что самым распространённым цветом в лирике С.А.Еснина оказался «синий».

4. Ещё одним из самых  характерных признаков  палитры поэта является  пристрастие к желто-золотому цвету – «осенней» мысли о прожитом, о неповторимом и острая, повышенной чувствительности к прелести мира.

4. Цветопись делает его стихотворения «цветными», придавая им яркость, образность и глубокий философский смысл.  Лирика поэта поражает  насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью.

5. Сергей Есенин оставил своим читателям богатое поэтическое наследство.

6. Поэтическое наследие С.Есенина имело большое влияние на творчество российских поэтов, в частности на творчество В.Ф.Наседкина.

     Проведена  работа над изучением особенностей отражения поэтического наследия С.Есенина, в частности, цветовосприятия  в лирике российских поэтов. В ходе работы были изучены лирические стихотворения С.Есенина и В. Наседкина, раскрывающие образы природы и Родины, выявлены основные черты их поэтики и их взаимосвязи.  Кроме того лирика поэтов схожа строем сравнений, образов, метафор, эпитетов – словесных средств, взятых из родной крестьянской жизни и родной природы. Поэтому их лирике присуще песенно-фольклорное начало. В особенности выявлена сине-голубая политра их лирики.  

     Мы думаем, эта работа поможет школьникам больше узнать о нашем замечательном поэте Сергее Есенине, оставившем свой яркий след в русской поэзии начала ХХ века, отрыть новые грани его творчества, узнать его последователей, увеличит нашу любовь к  поэту-полей, златокудрому витязю русской поэзии.

Список литературы

1. Наседкин В.Ф. «Ветер с поля. Стихи. Воспоминания о С.А.Есенине.» / Под ред. В.П.Чванова.-Башкирское книжное издательство, 1978. 

2. Русская литература. 9 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. / Под ред. С.К.Бирюкова.– Санкт-Петербург: Просвещение, 2013.

3. С.Есенин. Избранное. – М., 1989.

4. Электронные ресурсы.

Оглавление

Введение                                                                                                                              1

Основная часть                                                                                                               2-12  

I. Многообразие поэтического мира С.А.Есенина                                                       2- 5

II. Цветовая  гамма лирики  Сергея Есенина                                                                5- 8

    1.   Практическая работа

    «Частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина»                                      5

    2.   Анализ цветовой  гаммы лирики  Сергея Есенина                                            5- 8

    1)  Синий цвет как символ Руси в лирике С.А.Есенина                                          5-6

    2)  Пристрастие поэта к жёлто- золотым оттенкам                                                 6 -7

    3) Яркие оттенки малинового, алого, лазурного, зеленого в сочетании с золотым и серебряным  в  пейзажах  С.А.Есенина                                                                        7- 8

    4)  Значение цвета для раскрытия «движения души»                                                 8

 III. Созвучная муза С.Есенина и В. Наседкина                                                        8 -12

 Заключение                                                                                                                  12-13

Список использованной литературы и источников                                                      13

Оглавление                                                                                                                   13-14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования  Республики Башкортостан

Отдел  образования  Администрации  муниципального  района

Федоровский район

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа села   Юлдашево

 

Районный конкурс учебно-исследовательских работ обучающихся в рамках МАН

 

 

 

Исследовательская работа

по литературе

 «Поэзия в цвете»

(по лирике Сергея Есенина)

     

 

 

 

 

 

 

 

                                              Выполнили:

                                         Атзитарова Резеда и Юлдашбаева Диана,   

                                               ученицы 9 класса МБОУ СОШ  с. Юлдашево

                                             

                                               Руководитель: учитель русского языка и

                                               литературы МБОУ СОШ с. Юлдашево

                                                Атзитарова Минигуль Шамилевна 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                2016 год  

 

 

Категория: Материалы конференции обучающихся "Алые паруса" | Просмотров: 260 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]