Главная » 2017 » Январь » 13 » Особенности восприятия времени у подростков 14-16 лет
17:22
Особенности восприятия времени у подростков 14-16 лет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 86»

 

 

Секция

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСИКЕ РАБОТЫ

 

 

 

 

 

Особенности восприятия времени у подростков 14-16 лет

 

 

 

 

Выполнила:

Харитоненко Ирина Анатольевна,

ученица 11 «Б» класса

МБОУ СОШ №86

 

 

Научный руководитель:

Ушакова Мария Викторовна,

педагог-психолог высшей категории

 

 

 

 

 

Новосибирск

2016

Оглавление

 

 

 

Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------------

3

 

 

  1. Теоретические основы проблемы исследования -----------------------------------------

4

  1. Понятие восприятия времени --------------------------------------------------------------

4

  1. Ориентировка во времени -------------------------------------------------------------------

4

  1. Особенности восприятия времени ---------------------------------------------------------

5

1.3.1.   Факторы, влияющие на восприятие времени ---------------------------------------------

 6

  1. Изменение скорости течения времени с возрастом ------------------------------------

7

  1. Выводы по главе I -----------------------------------------------------------------------------

8

 

 

  1. Исследование особенностей восприятия времени

 

у подростков 14-16 лет ----------------------------------------------------------------------------------

10

2.1.  Организация исследования ------------------------------------------------------------------------

10

2.2.  Результаты и анализ исследования восприятия времени

 

         подростками 14-16 лет -----------------------------------------------------------------------------

10

 

 

Заключение -----------------------------------------------------------------------------------------------

16

 

 

Список литературы -------------------------------------------------------------------------------------

17

 

 

Приложения -----------------------------------------------------------------------------------------------

18

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

Время играет важную роль для человека. Согласно календарю, время движется в одном направлении, но в уме мы постоянно совершаем скачки во времени: из прошлого в будущее, из будущего в прошлое.

Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другую, один день – другой, проходят месяцы, года, столетия. Но, несмотря на то, что ход времени во всем мире подчиняется одним и тем же законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле. Для разных людей один и тот же отрезок времени может иметь совершенно различные значения.

Однажды прочитала о том, что у детей время "течет" медленнее, а у взрослых быстрее. Это вызвало удивление, так как, по моему наблюдению, мои ровесники (как и я сама) куда-то бегут, испытывают нехватку времени. Поэтому захотелось выяснить, так ли это.

Время является регулятором всей деятельности человека. Поэтому считаю, что данное исследование актуально, ведь ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Важно знать, что такое «время», как оно воспринимается человеком, от чего зависит его восприятие. Это может помочь человеку в организации деятельности, рационально использовать время. Исследования Д.Г. Элькина показывают, что между восприятием времени и деятельностью имеется прямая связь: чем точнее восприятие времени, тем успешнее деятельность.

Цель исследования: изучить и проанализировать особенности восприятия времени подростками 14- 16 лет.

Объект: восприятие времени.

Предмет: восприятие времени подростками 14-16 лет.

Гипотеза: у современных подростков 14-16 лет искажено восприятие времени (ускоряется).

 Задачи:

  1. Провести изучение литературы по исследуемой теме;
  2. Дать характеристику восприятия времени;
  3. Выявить особенности восприятия времени; факторы, влияющие на восприятие времени;
  4. Провести исследования восприятия времени у подростков 14 -16 лет;
  5. Обработка и анализ полученных данных.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы по изучаемому вопросы;
  2. Исследование степени точности восприятия времени в 1 минуту (Приложение 1);
  3. Опрос:

      а) Анкета для изучения отношения ко времени (Приложение 2);

      б) Анкета для изучения восприятия продолжительности различных 

          событий из жизни (Приложение 3);

  1. Метод "Колесо временного баланса" (модификация коучингово метода       

      "Колесо жизненного баланса" (Приложение 4);

  1. Обработка и анализ полученных данных.

 

 

 

Глава I. Теоретические основы проблемы исследования

 

  1. Понятие восприятия времени

 

Восприятие времени (англ. time perception) - отражение объективной деятельности, скорости и последовательности явлений действительности [5].  В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. Однако и собственно восприятие времени представляет собой не однородный процесс, а делится на восприятие временной длительности, временной последовательности, а также восприятие темпа и ритма. Характерной особенностью времени является его необратимость [5]. Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.

Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего, временная локализация включает определение величины интервалов, их отделяющих [8]. Знание того, что такое день как, временной интервал, включает в себя знание того, что день – это такая-то часть столетия, года, месяца и так далее, что в дне столько-то часов, минут.

 

1.2. Ориентировка во времени

 

Когда мы имеем дело с более длительными промежутками времени - минутами, часами и даже днями, речь уже начинает идти не о чистом восприятии, а скорее о суждении. Мы судим о длительности времени, относя его к каким-нибудь событиям. Например, сколько минут тому назад был телефонный звонок или через, сколько времени будет обед. Точность суждения о временных интервалах зависит от двух основных типов факторов: событий во внешнем мире и в самом субъекте [4].

Внешние события могут относиться непосредственно ко времени: мы можем смотреть на часы или на уровень солнца над горизонтом.

Иногда они выступают в качестве привычных признаков времени. Замечательная способность некоторых людей просыпаться точно в одно и то же время, как выяснилось, может основываться на совершенно неизвестных данным лицам признаках, например, на звуках уличного движения или шагов соседа.

Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего взрослого человека. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. В состоянии подавленности или стресса время течет медленно [7]. Так, американский психолог Хогланд случайно обратил внимание на то, почему его больная жена жаловалась, что он долго шел за ее лекарствами, в то время как он отсутствовал совсем недолго. Вместо того чтобы понимающе пожать плечами, он попросил ее мысленно отмерить минуту времени. Она закончила на 37 секунде. Хогланд заключил, что чем выше температура, тем длинее казалась для нее минута. Другой психолог, Баддли исследовал противоположный феномен, попросив испытателей, в ходе своего эксперимента, поплавать в холодном море, и обнаружил, что, когда на часах прошла минута, для них субъективно прошло всего полминуты [10].

      Точный расчет времени делает возможными коммуникацию, сотрудничество, взаимоотношения в обществе. Согласования времени требует любая деятельность, в которой участвует больше одного человека – обычная беседа невозможна без расчета времени с точностью до миллисекунд. Порождая и воспринимая речь, мы рассчитываем время до одной десятой секунды. Разница между «па» и «ба» заключается лишь во времени задержки звука перед гласным: если задержка дольше, мы слышим «п», если короче – «б». Для согласованной работы мускулатуры рук и ног требуется скорость реакции до миллисекунды. Но для выполнения многих действий хватает точности восприятия до секунды: мы различаем музыкальный ритм, ударяем по мячу.

Наше чувство времени вовсе не идеально, однако чаще всего мозг успешно скрывает этот факт – в нашей картине мира время представляет собой плавно текущий поток. Порой наши отношения со временем зависят от того, какими органами чувств мы воспринимаем информацию: гораздо легче запомнить ритм, выстукиваемый на азбуке Морзе, нежели с ее же помощью записанный на бумаге [6].

 

1.3. Особенности восприятия времени

 

 В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировке промежутков времени играют кинестетические и слуховые ощущения [4]. Исследование механизмов восприятия времени является одной из центральных проблем психологии и физиологии. Без оперирования понятием времени мы не можем обойтись как в повседневной жизни, так и при описании большинства научных феноменов. Время носит сквозной характер по отношению ко всем психическим процессам, оно пронизывает и связывает их. Временные особенности психики человека обнаруживаются в скорости, длительности ощущений, восприятия, памяти, мышления, эмоций, характерных для лиц с определенным типом темперамента, возраста, пола, групп людей [2].

В восприятие времени участвуют различные анализаторы, наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. И.М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память - памятью времени. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете соотношение может быть обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъективно несколько растягивают временные промежутки [1].

Не только для человека, но и для животных отсчет времени - чрезвычайно важная часть приспособительной деятельности [3].

Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Эксперименты по ограничению сенсорной информации показали, что в условиях сенсорной изоляции наблюдается чрезвычайно медленное субъективное течение времени. Так, испытуемый, помещенный в бакообразный респиратор на специальном матраце в условиях постоянного монотонного звука, слабого искусственного света, ограничения тактильных и двигательных ощущений, сообщал, что минуты кажутся ему часами.

Временные восприятия у детей складываются довольно поздно, проделывая значительный путь развития. С общим ходом психического развития, с овладением знаниями в процессе обучения связано и повышение точности дифференцировки отрезков времени. Школьники лучше всего ориентируются в тех промежутках времени, которые связаны с их повседневной деятельностью [11].

Многолетние исследования Элькина и Цуканова позволяют сделать вывод о существовании прямой связи между восприятием времени и деятельностью человека: чем точнее человек оценивает временные интервалы, тем успешнее его деятельность. Справедливо и обратное утверждение. Проведенные на спортсменах опыты позволили экспериментально доказать, что повышение точности восприятия времени способствует совершенствованию спортивного мастерства [7]. Истинная ценность времени открывается человеку только тогда, когда он обретает умение приспосабливать свою деятельность к внешним изменениям с минимальной ошибкой. В этом и заключается искусство овладения временем.

 

1.3.1. Факторы, влияющие на восприятие времени

 

Эксперименты Дж. Маршалла 1966-1972 гг. по воздействию эмоциональных короткометражных роликов на зрителя внесли существенный вклад в психологию. Первый его ролик с хулиганом, трясущим детскую коляску, длился 42 секунды. Зрители, особенно женщины, воспринимали время просмотра как длящееся от полутора до трех минут.
Он демонстрировал десятки роликов самого разнообразного, но всегда эмоционально насыщенного содержания и проводил опрос – сколько длился фильм? Результаты суммировались, складываясь в статистические таблицы.
      В конце 80-х 20 века исследования были повторены группой Элизабет Лофтус. Было подтверждено влияние эмоционального состояния на восприятие времени и выявлены особенности характерные для мужчин и женщин.

Многочисленные эксперименты и просто жизненный опыт показывают, что фокусировка внимания сильно действует на восприятие длительности времени. Глубокая включенность в какую-либо деятельность сокращает воспринимаемое время. Особенно это проявляется при интеллектуальной творческой работе.
Писателям и ученым знакомо состояние «выпадения» из потока времени. Когда часы пролетают как минуты. Еще более поразительных изменений воспринимаемой длительности времени добиваются практикующие разные формы медитации. Продвинутые мастера могут в десятки раз растягивать или сжимать минуту. Причем в их случае это не просто субъективное чувство.
Приборы фиксируют аномальные изменения скорости метаболических процессов организма. Пульс, частота дыхания йогов и мастеров цигун уменьшаются до еле фиксируемых величин [9].

            Время определяет наш образ жизни: когда нам работать, отмечать праздники. Благодаря цикличной природе календаря у нас возникает упорядоченное представление о времени. Смена времен года влияет на людей по-разному, в зависимости от того, где они живут. А значит, в разных местностях разное отношение ко времени. Исследуя этот феномен, социопсихолог Роберт Левин сравнил ритм жизни в тридцати одной стране по трем показателям. Во-первых, он измерил, с какой скоростью люди ходят. Среднюю скорость передвижения он высчитал, ориентируясь на отдельных пешеходов, идущих утром в час пик в одиночку; при этом для эксперимента выбирались улицы с ровной поверхностью и широкими тротуарами. Любителей разглядывать витрины магазинов Левин в расчет не брал – они заведомо никуда не торопятся. Замеры проводились в местах с небольшим людским потоком, не замедлявшим скорость отдельных пешеходов. Во-вторых, он сравнивал скорость выполнения рутинной задачи – человек просил на почте марку, платил за нее и получал сдачу, общаясь с работником почты на местном языке. И наконец, ученый определял отношение к измерению времени в каждой культуре – отмечал, насколько точны пятнадцать часов в банках каждого выбранного города. Анализ проведенных измерений позволил Левину судить о ритме жизни каждой страны. Возможно, вы не удивитесь, что самый напряженный ритм жизни – в США, северных странах Европы и странах Юго-Восточной Азии. Однако полученные Левиным результаты не всегда оказывались предсказуемыми. Но даже в пределах одной и той же страны результаты могут сильно разниться. Левин сравнивал данные тридцати шести городов США по таким показателям как скорость пешеходов, точность хода часов и время, затраченное на почте на получение сдачи. Самым "быстрым" оказался Бостон, а Лос-Анджелес с его мощной индустрией развлечений занял последнее место – в этом городе работают самые неторопливые банковские служащие. В начале 1990-х годов первое место прочили Нью-Йорку, однако в ходе полуторачасового наблюдения за пешеходами на улицах города один человек пострадал от уличного грабителя, а другой – от карманника. Нечего и говорить, что скорость их передвижения замедлилась. На момент проведения исследования самый напряженный ритм жизни оказался у стран с самым высоким уровнем развития экономики. Сам собой напрашивается вопрос о том, что первично: действительно ли жители развитых стран подчиняются стремительному темпу жизни, потому что больше ценят время, или же он изначально приводит к экономическому росту? Энергичность и скорость, бесспорно, способствуют процветанию компаний, но до известного предела – насколько бы вы ни повышали скорость работы, росту рынка сбыта продукции это не способствует. Как бы ни увеличивали скорость производства зонтов в стране, где не бывает дождей, никто их у вас не купит [6]. Итак, связь между ритмом жизни и валовым внутренним продуктом двухсторонняя. Ускорение ритма жизни ведет к росту экономики, однако рост экономики также требует от людей ускорения, увеличивает зависимость общества от времени.
 

1.4. Изменение скорости течения времени с возрастом

 

Стивен Кинг, довольно интересно описал возрастное изменение восприятия времени. Устами своего героя он сказал, что время детства – это длинное время, зрелости – нормальное время, старости – короткое время.
Психологические лаборатории подтверждают этот факт. Один год для пятилетнего ребенка, равный для него 1/5 его жизни, кажется продолжительнее в 10 раз, чем один год пятидесятилетнего человека, равный для него 1/50 его жизни.
        Психологи связывают это с плотностью новых впечатлений. Ребенок постоянно воспринимает новую информацию, а взрослый человек – строго дозировано. Внимание ребенка скачет от раздражителя к раздражителю, а у взрослого оно по большей части подконтрольно. Медики прибавляют к этому разницу в скорости обменных процессов.
Но, так ли это? Ведь известно, что умственно отсталые дети воспринимают время таким же длительным. Более того, слепые или глухие дети, а они лишены одного из основных каналов информации, воспринимают время так же как прочие.
       Сорокалетний домосед и сорокалетний путешественник, исходя из этой логики, должны совершенно по-разному воспринимать длительность дня. Для одного оно должно лететь, для другого – тянутся. Однако этого не происходит. Выходит, что выводы психологов и врачей о возрастном восприятии времени не обоснованы.

        Вот результаты социального опроса (Табл. 1). Вопрос был такой: «Насколько изменилась субъективная длительность времени по сравнению с детством?».
 

 

 

Табл. 1 Насколько изменилась субъективная длительность времени по сравнению с детством

Насколько изменилась субъективная длительность времени по сравнению с детством?

20-30 лет

В 1,5 раза

30-40 лет

В 2 раза

40-50 лет

В 3-4 раза

После 50 лет

В 10-15 раз!

 

 

Если исходить из опыта людей, имеются такие периоды – после 30 и после 50 (Рис.1). Это периоды спада силы, выносливости и тонуса, того, что мы зовем здоровьем. Также для большинства это периоды изменения душевной организации – развенчания иллюзий. Они сопровождаются снижением эмоциональной активности и того целостного чувства, которое мы зовем счастьем [9].

Рис. 1
 

 

Возраст человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Например, в юности для замирания сердца достаточно пейзажа. В более зрелом возрасте способно радовать достижение очередной цели (у большинства – это приобретение объекта престижа или расширение потребительской корзины).

 

1.5. Выводы по главе I

 

Очевидно, что восприятие времени человеком – значение разное для всех и меняется в зависимости от большого числа факторов. Освещение, погода, скорость движения машин в потоке, темп музыки, общение с разными возрастными группами людей, чтение определенной прозы и поэзии, состояние организма (например, температура тела), - все это, наряду с другими факторами, о которых мы может не подозреваем, влияет на восприятие времени.

       Наше чувство времени вовсе не идеально, однако чаще всего мозг успешно скрывает этот факт – в нашей картине мира время представляет собой плавно текущий поток. Время определяет наш образ жизни: когда нам работать, есть и даже отмечать праздники. Благодаря цикличной природе календаря у нас возникает упорядоченное представление о времени. Когда мы учимся в школе, то год определяет школьное расписание, причем, его воздействие в эмоциональном плане зачастую ощущается и много времени спустя (особенно для учителей). Американский психиатр Джон Шарп, наблюдая своих пациентов, заметил, что некоторые из них в конце лета чувствуют себя хуже: живя многие годы по школьному расписанию, они так и ждут после "каникул" начала "учебного года" [6].

Также важно отметить, что рост экономики требует от людей ускорения, увеличивает зависимость общества от времени.

Выходит, что искажения восприятия времени, вызванные различными по своей природе причинами, могут привести к нарушению ориентирования человека в объективной реальности к, биологической и социальной дезадаптации. Значит, восприятие времени для человека является важной составляющей для счастливой, гармоничной жизни.

 

 

Глава II. Исследование особенностей восприятия времени у подростков 14-16 лет

 

2.1.  Организация исследования

 

Исследование проводилось в 2014–2015 учебном году с учениками параллели 9-х классов на базе МБОУ СОШ №86 города Новосибирска.

Выборку испытуемых составили учащиеся параллели 9-х классов в количестве 20 человек, возраст которых 14-16 лет.

В организации данного исследования мне помог научный руководитель: при планировании его, подборе методов. А также научным руководителем мне была оказана помощь при проведении тестирования и обработке полученных результатов.

Для выявления особенностей восприятия времени среди подростков 14-16 лет было проведено групповое анкетирование.

Цель исследования: изучить и проанализировать особенности восприятия времени подростками 14- 16 лет.

Объект: восприятие времени.

Предмет: восприятие времени подростками 14-16 лет.

Гипотеза: у современных подростков 14-16 лет искажено восприятие времени (ускоряется).

Задачи:

  1. Провести исследование восприятия времени у подростков 14 -16 лет;
  2. Обработка и анализ полученных данных.

Методы исследования:

  1. Исследование степени точности восприятия времени в 1 минуту (Приложение 1);
  2. Опрос:

а) Анкета для изучения отношения ко времени (Приложение 2);

б) Анкета для изучения восприятия продолжительности различных событий из жизни (Приложение 3);

  1. Метод "Колесо временного баланса" (модификация коучингово метода "Колесо жизненного баланса"(Приложение 4);
  2. Обработка и анализ полученных данных.

                                                   

2.2. Результаты и анализ исследования восприятия времени подростками 14-16 лет

 

     Было проведено исследование особенности восприятия времени подростков 14-16 лет. Полученные результаты и их анализ представлены далее.

Всего опрошено 20 человек.

 

 

 

 

Материал в полном объеме представлен в архиве, скачать -->>

 

Категория: Материалы конференции обучающихся "Алые паруса" | Просмотров: 151 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]