Главная » 2017 » Февраль » 16 » Вязание на радость людям
12:09
Вязание на радость людям

МОАУ «Гимназия № 3 г. Орска Оренбургской области»

 

XXV научно-практическая конференция НОУ «Искатель»

Краевая научно-практическая конференция школьников

«Эврика»

 

 

 

 

Вязание на радость людям

 

 

 

                                                                                                Работу выполнила:

                                                                                                Гудзловенко София,

                                                                                                ученица 2а  класса.

 

                                                                                                Научный                           

                                                                                                руководитель:

                                                                                                Чегодаева Н.П.,

                                                                                                учитель начальных                             

                                                                                                 классов

                                                                                               

 

 

 

 

Орск – 2017

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                  3                                                                                                                

Глава 1.   Вязание во все времена                                                                      5                                                       

    1.    Что такое рукоделие?                                                                                 5
    2. История происхождения ручного вязания                                                  6
    3. Вязание в современном мире                                                                9                     

Глава 2. Вязание в практической деятельности                                           11                                           

 2.1.    Материалы и инструменты для вязания крючком                               11

 2.2.    Создать подарок своими руками                                                               12

 2.3.    Анкетирование среди учителей и учащихся                                            13                                          

Заключение                                                                                                           15                                                                                                                                                                                   

Литература                                                                                                            16                                                                                                             

Приложение                                                                                                          17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Всем известно, что вязанье –

Это кропотливый труд,

Вот поэтому ленивых

В мастерицы не берут.

(Л. Шубная)

Тема нашего исследования «Вязание на радость людям»

Меня всегда привлекали предметы, сделанные своими руками. Я с удовольствием  наблюдала за творчеством своей бабушки,  Жидуновой Лидии Алексеевны, которая очень хорошо владеет спицами, крючком и вяжет красивые вещи, предметы домашнего обихода. И я решила – буду вязать! Поэтому я сначала попросила бабушку научить меня вязанию, а потом ещё стала посещать кружок вязания и занимаюсь в нём уже второй год. А ещё я заинтересовалась: откуда и как давно возникло это ремесло.  А тут еще и случай… Предстоял праздник 8 марта и я хотела поздравить свою учительницу Наталью Павловну. Я не знала, что ей подарить. Сначала я хотела купить ей что-нибудь полезное и красивое.  Но потом я подумала и  решила, что мне надо сделать что-нибудь особенное своими руками. Ведь я умею вязать!

В настоящее время вязание очень актуально. В нашем, 21 веке, не теряется интерес к этому виду рукоделия. Умение вязать у многих вызывает восхищение. Ведь это настоящее искусство, которое требует не только мастерства и фантазии, но и большой усидчивости и целеустремлённости. А самое ценное – это умение сделать подарок своими руками. Ведь так приятно подарить свою любовь и радость другим людям.

Поэтому цель нашего исследования – узнать, откуда и как давно возникло вязание и его влияние на индивидуальность и творчество человека.

Объект исследования – вязание как вид рукоделия.

Предмет исследования – вязание крючком.

Задачи исследования:

1.Дать определение понятиям «рукоделие», «творчество».

2.Узнать об истории происхождения ручного вязания.

3.Найти информацию о вязании в наше время.

4. Изучить материалы и инструменты для вязания крючком.

5.Провести анкетирование среди учащихся.

6.Создать подарок своими руками.

Гипотеза исследования: предположим, что вязание развивает у учащихся творческие способности, раскрывает его индивидуальность и помогает изготавливать необычные подарки своими руками.

Методы исследования:

  • поиск информации в литературных источниках научного, научно-популярного, справочного характера и сети Интернет,
  •  наблюдение и анкетирование учащихся,
  • методы практической деятельности.

Новизна нашего исследования – подарок, связанный своими руками индивидуален, эксклюзивен и наполнен теми чувствами, которые хочет подарить  автор  своему избраннику.

Практическая значимость – создание вязаных оригинальных подарков своими руками, воспитание внимания, усидчивости, настойчивости трудолюбия и доброжелательности; разработка мелкой моторики пальцев учащихся начальной школы, умение работать по схеме-инструкции; формирование хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга; участие в конкурсах различного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Вязание во все времена

 

1.1.Что такое рукоделие?

 

В Большой Энциклопедии под редакцией Ушакова дается такое толкование:

Рукоделие – ручной труд, преимущественно женский (шитье, вязание и пр.) -исполненная ручным трудом вещь [1].

Работая с различными источниками информации, часто можно встретить вместо слова рукоделие слово handmade, что  буквально переводится как сделанный своими руками.

Из древних источников, легенд и преданий мы узнаем, что женщина была ответственна за детей и домашнее хозяйство, кроме этого в ее обязанность входила роль умелой рукодельницы. В книге А. Сахарова  и С. Троицкого «Живые голоса истории» рассказывается  о средневековом укладе жизни, в том числе в ней  говорится, что «женщине приходилось приспосабливаться к окружающему ее жизненному укладу, и она  старалась быть хорошей хозяйкой». В середине 16 в. Была выпущена книга «Домострой» - свод житейских правил и наставлений. В этой книге были прописаны рекомендации, в том числе и  для женщин. Домострой предписывал женщинам «не сидеть без рукоделия ни минуты, то есть заниматься им постоянно и кроме всего, освобождалась она от этого занятия, только в том случае, если была не способна по болезни им заниматься».

По мнению другого автора, Мирчи Элиаде, женщине придавалось глубокое символическое значение в жизни. С глубокой древности жизнедеятельность человека была связана с земледелием и этому придавали важное значение. Так М.Элиаде пишет: « на женщин ложится ответственность за урожай, поскольку им ведома «тайна» творения». И дальше он утверждает, что «именно эта «тайна творения» проявляется в женщине, когда она берется за рукоделие»[6].

Что же такое творение? В толковом словаре В. Даля творение – результат творческой деятельности, а творить – давать бытие, созидать, создавать. А что же такое творчество?

В энциклопедическом словаре  «творчество -  деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда  предполагает творца – субъекта творческой деятельности»[5].

Да, такая роль женщины, создающей своими руками необыкновенные изделия, согревающая своим творчеством не только свой дом, но и окружающий ее мир, нам очень близка и понятна.

Рукоделие  и  творчество -  слова, неразделимые между собой, так как любая женщина, которой нравится заниматься рукоделием, сегодня делает эту работу без принуждения, вкладывает в каждое  изделие свое мастерство и душу, стремиться к тому, чтобы все, что она создает, было неповторимым, оригинальным, необыкновенным, чтобы такого  ни у кого не было. Именно это в первую  очередь  движет рукодельницами. Сегодня очень легко и просто купить все в магазинах. А вот быть оригинальной – дело совсем непростое!

Своими руками можно сделать очень многое, но главное – включить фантазию и не бояться экспериментировать.

 

 

1.2.История происхождения ручного вязания.

 

 

Издавна, стараясь украсить свой дом, разнообразить быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства.

Древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания, составления узоров, выборе цвета. Поэтому учёные стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. И вязали сначала без каких-либо специальных приспособлений, а просто на пальцах. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало типично женским занятием (Приложение I, рис. 1-2)

Вспомним легенды древней Греции. Афина Паллада, как известно, была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знание, учила их искусствам и ремёслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные, как воздух, ткани, славилась Арахна. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегала гордячку – нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали её победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, решила покончить с собой. Афина спасла девушку, но превратила её в паука. И с тех пор паук - Арахна вечно ткёт свою паутину (Приложение I, рис. 3-4)

  • в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В древнем Китае из паутинного шёлка вязали платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции Людовик 14 получил от парламента города Монпелье сувенир – чулки и перчатки, связанные из шёлка паука.

Однако давайте обратимся к археологическим исследованиям.

Пока самая древняя вязаная вещь – декоративный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу 3 века до н. э. Сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствует о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте[13].

В V веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.

После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу[12].

В 13 веке вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию. В 16 веке вязание уже известно во всех странах Европы. Вязаные вещи стали очень популярными (главным образом при королевских дворах и среди знати).

Некоторые историки моды утверждают, что вообще все вязаные вещи в эпоху Средневековья в Европе и России стоили баснословных денег, и позволить себе их могли лишь богатые люди, простые же довольствовались домоткаными. Другие говорят что, самодельные вещи всегда были дешевле, чем приобретенные у частных мастеров. А вязать, как и сейчас умела практически каждая вторая женщина, так и пятьсот лет назад вряд ли было иначе. Да и нитки из шерсти домашней овцы (кролика, собаки), вычесанной и спряденной, дешевле ткацкого стана, даже самого маленького. Поэтому скорей всего вязаные вещи (кроме баснословно дорогих чулок и кружев) считались плебейскими, характерными лишь для крестьян, и дворянами полностью игнорировались [9].

В нашей стране вязание крючком получило распространение с конца XIX века и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки (Приложение1, рис. 5).

  • Вязание в России имеет древние традиции. В крестьянском быту его называли «тамбур». Крючком вязали кружева, которыми украшали полотенца, передники, фартуки, кофты, наволочки, блузы, или целые изделия – салфетки, скатерти, занавески, покрывала. Чаще всего такие изделия были однотонными, но в некоторых северных губерниях, как и в Рязанской, Тульской, Пензенской, праздничные вязаные изделия были украшены интересными орнаментами, народными узорами… Сколько кружевниц, столько и узоров. Делились друг с другом, что-то опускали, что-то свое добавляли, получалось новое, индивидуальное. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно из вышивки. Учились вязать с детства, это умение для каждой девочки считалось обязательным. Кружевами украшали даже будничную одежду I, рис. 6).

Зима. За окном трещит мороз, высоко в небе мерцают звезды, а в теплой избе при тусклом свете деревенские девушки и молодые женщины вяжут кружева. Из-под чутких проворных рук выходит волшебное полотно, тонкое ажурное чудо. Сколько души, сколько чувств в него вложено! Испокон веков женщины "ввязывали" в изделия с помощью молитв пожелания любви и здоровья своим близким. В каждой рукотворной вещи остается "частичка души". Неизменной спутницей мастериц была русская песня, бойкая и веселая, протяжная и печальная. Вольно льется она из тесной избы, и звенят в ней и бьются и заветная мечта, и желание, и надежда [14].

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок (Приложение I, рис. 7). И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особо выделялись вещи, выполненные крючком, поскольку оригинальные техники сплетения нитей совершенно не подвластны машинному производству. Вязаные шедевры мастеров признаются искусством и попадают в музеи, сохранившиеся в частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.

Подобно каждой новинке, вязание не было принято сразу, и кроме приверженцев, имела своих противников. На вязаный товар были установлены  довольно высокие официальные цены. Хорошие вещи всегда пользуются успехом и признанием. Сохранились документы и о вязании иных предметов домашнего обихода. Известная храмовая картина художника Бертрана, написанная около 1390 года, (Приложение I, рис. 8) «Мадонна с вязанием» изображает деву Марию, вяжущую на пяти спицах рубашку для младенца. Наблюдающих за ней ангелов это занятие весьма удивляет. На картине отчётливо видно почти законченное вязание.

Вязание уже многие тысячелетия дарит людям возможность выразить себя в искусстве, сотворив красивую вещь для создания неповторимого интерьера, для сохранения тепла своего тела, для подарка любимым и близким людям. Развивалось и как само мастерство, так и предметы труда. Вязание не просто передавалось из поколения в поколение, все это время происходило его преобразование и совершенствование. Вязание – это настоящее искусство, а искусство не умирает. Древнее происхождение этого ремесла подтверждают древнейшие экспонаты музеев мира, там можно увидеть многочисленные сохранившиеся до наших дней прялки и веретена, ножницы и гребни, спицы и крючки, все эти предметы, пройдя столько тысячелетий, еще помнят непрестанную работу, еще содержат в себе ту энергию, которую когда-то давно получили от мастеров.

Сотрудники музея раскладывают экспонаты в соответствии с временными периодами, это позволяет еще лучше увидеть развитие и усовершенствование предметов труда: крючок из кости, крючок из дерева, крючок из металла заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы – различные геометрические фигуры, цветы [10].

Таким образом, ручное вязание - очень давнее искусство, рожденное свойственной людям тягой к красоте, к творчеству. Происхождение его рожденное человеком, будет жить вместе с ним вечно, открывая безграничные просторы для фантазии.

 

Материал в полном объеме находится в архиве

Категория: Материалы конференции обучающихся "Алые паруса" | Просмотров: 152 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]